![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
|
![]() |
![]() |
Химические новостиСообщения ОТОВСЮДУПРЕЗИДЕНТ ПОДДЕРЖАЛ МОЛОДУЮ НАУКУПётр ОБРАЗЦОВ Дмитрий Медведев 8-го февраля в Екатерининском зале Московского Кремля вручает премии президента России в области науки и инноваций для молодых ученых за 2010 год.Работам лауреатов и экспертов, оценивавших достижения молодых ученых, был посвящен брифинг, состоявшийся в президиуме Академии наук. - За высокие результаты в популяризации и распространении научных знаний, прежде всего в области математики, премия была присуждена зав.лабораторией Математического института им. В.А. Стеклова РАН Николаю Андрееву, - сообщил президент РАН академик Юрий Осипов, сам известный математик. - С его лекциями и проектом "Математические этюды" знакома сейчас чуть ли вся Россия. Работа Николая Андреева показывает школьникам, что математика увлекательна и красива. За цикл работ в области физики элементарных частиц и фундаментальных проблем эволюции Вселенной премию получил старший научный сотрудник Института ядерных исследований РАН Дмитрий Горбунов. Это его расчеты по поиску частиц темной материи ("стерильные нейтрино", "сголдстино" и "гравитино") стали заметным интеллектуальным вкладом российских ученых в крупнейший научный проект - Большой адронный коллайдер. За создание новых керамических композиционных материалов для авиации премию получили молодые ученые из ВНИИ авиационных материалов Денис Геращенков и Наталья Уварова, а также Елизавета Симоненко из Академии тонкой химической технологии. Юрий Осипов особо отметил, что с использованием этих материалов диапазон работы агрегатов самолетов можно будет расширить на 300-400 градусов (известно, что турбина работает тем эффективнее, чем выше температура на лопатке). - Сейчас мы запускаем мало космических аппаратов для научных исследований, - продолжил президент академии. - Но у нас появилась возможность использовать "чужие" для размещения на них отечественных приборов. Премию за разработку космического детектора ЛЕНД и за исследования Луны получили сотрудники Института космических исследований РАН Максим Мокроусов и Антон Санин. Прибор был установлен на аппарате НАСА и позволил выяснить распределение льда на полюсах Луны. Это сразу же внесло коррективы в наш проект "Луна-Глоб", предполагающий посадку автоматических станций на поверхность спутника. Председатель Координационного совета по делам молодежи в научной и образовательной сферах при Совете при президенте по науке, технологиям и образованию Андрей Петров привел некоторые статистические данные. На конкурс прислали 278 работ, по формальным признакам часть их была отбракована, и осталось 195. Эксперты отобрали 43 работы, из которых путем голосования были выделены четыре, их и утвердил Дмитрий Медведев. Согласно условиям премию могут получить только ученые в возрасте до 35 лет, ее денежная часть составляет 2,5 миллиона рублей. Создателям новой керамики эти деньги придется поделить на троих. Источник информации: "Известия" о новостях науки, техники и образования Выпуск от 08/02/2011 НЕМНОЖКО ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ: КТО И КАК БУДЕТ ОЦЕНИВАТЬ УЧЕНЫХ И ИНСТИТУТЫВ этом году началась масштабная модернизация российской науки. Первым ее этапом станет аудит научного потенциала всех государственных НИИ и вузов. Кто и как будет оценивать ученых и институты, обозревателю Татьяне Батенёвой рассказала директор центра венчурного предпринимательства Международной высшей школы бизнеса "МИРБИС", главный специалист Центрального НИИ организации и информатизации здравоохранения доктор биологических наук Наталия Куракова.известия: Наряду с привычными статистическими и финансовыми критериями оценки научных учреждений введены и новые - публикационная активность ученых, индексы цитирования и успешная коммерциализация научных открытий. Они давно признаны во всем мире как надежные измерители качества науки. Значит, скоро мы узнаем всю правду о наших ученых? наталия куракова: То, что введены ясные, четкие и не подлежащие телефонной корректировке параметры, не может не радовать. Они замеряются хорошо отработанными наукометрическими методами и дают четкую картину востребованности научного знания и его качества. К примеру, Национальный фонд науки США ведет мировые рейтинги цитирования научных статей. На их основе составляют списки потенциальных лауреатов Нобелевской премии - ошибок практически нет. и: Правда, каждый год в адрес Нобелевского комитета раздается критика, что большинство лауреатов - американцы. куракова: Но и две трети ведущих научных журналов мира - американские. Как и Институт научной информации, который определяет индексы цитирования и ведет мировые базы данных научных публикаций. Между прочим, в 60-х годах прошлого века он создавался по модели нашего ВИНИТИ (Всероссийский - ранее Всесоюзный - институт научной и технической информации. - "Известия"). Его учредитель Юджин Гарфилд приезжал к нам, чтобы познакомиться с тем, как там осуществляют индексирование, структурирование публикационного потока. И тот факт, что Россия упустила это первенство и утратила позиции лидера, - наша большая печаль. Теперь в этой области лидируют США. Система, на которую молится весь мир, как на арбитра качества научного знания, теперь принадлежит им, как и ее электронная версия - Web of Science. У нас эта работа только начинается. и: Вы имеете в виду создание такого измерителя, как РИНЦ - Российский индекс научного цитирования? куракова: Не только. В Троицке на средства РФФИ известный российский астрофизик Борис Штерн осуществил проект "Кто есть кто в российской науке". Им был создан список ведущих ученых, сейчас он трансформировался в "Корпус русских экспертов". И "РосНАНО", к примеру, уже не мучается, если нужна экспертная оценка: там знают, куда и к кому можно обратиться. и: В прошлом году издаваемый вами журнал "Врач и информационные технологии" получил первый импакт-фактор (комплексный показатель уровня издания выражается соотношением количества цитированных статей ко всем опубликованным в нем за два предыдущих года. - "Известия") среди всех медицинских журналов России. куракова: Да, и это было довольно неожиданно. и: Почему же другие журналы этого не добиваются, а число наших ученых, имеющих высокий индекс мирового цитирования, незначительно по сравнению с другими странами? куракова: Требовать от наших ученых, чтобы они имели высокий индекс мирового цитирования, довольно нечестно. Многие наши научные журналы имеют тираж от 500 до 800 экземпляров, они не представлены в электронной Российской государственной библиотеке. Их не видят поисковые системы, а значит, не видят и коллеги-ученые. Найти можно не более 10% работ, которые написаны за последние 10 лет. и: Почему? куракова: Потому что нужно потрудиться, написать аннотацию на двух языках, выбрать ключевые слова - а для издателя это дополнительные расходы и лишняя головная боль. Многие издатели безответственно относятся к судьбе публикаций своих авторов, и они просто растворяются в пространстве. Но задачи визуализировать для мирового сообщества то, что наработано учеными в России, никто прежде и не ставил. А это абсолютно решаемая задача и решение имеет простое. и: В чем вы его видите? куракова: Наши статьи должны увидеть системы поиска научных публикаций. Пусть не Web of Science - в их отборе, бесспорно, есть элемент геополитики. Более демократичным представляется приложение Google - Publish or parish. Все системы поиска коммерчески значимых знаний, которые есть в мире, видят публикации в нем. Оно может стать уникальным механизмом вовлечения российского научного знания в глобальный процесс его переработки и коммерциализации. Но для этого нужно, чтобы вашу публикацию увидели. и: А разве авторы не заинтересованы в том, чтобы выложить свою статью, снабженную поисковым аппаратом, в интернет? куракова: Авторы не задумывались над этим. Потому что перед ними долгие годы ставилась формальная задача - количество публикаций. И о том, что никто, кроме уборщицы, которая раз в год протирает пыль на книжных полках, их не видит, не заботились. И по большому счету это не их вина. и: Но проверки Росфиннадзора показали, что наши научные отчеты и по содержанию нередко не имеют никакой ценности: встречается откровенный плагиат, до половины текста составляют цитаты и выдержки из законодательства... куракова: Так это связанные вещи. Когда публикация пишется ради списка или для выборов в академию, никто не проверяет ни ее качество, ни цитируемость, ни доступность профессиональному сообществу. Вот тогда это может быть компиляцией, тогда их позволительно писать "литрабам" - все мы знаем прайс-листы на диссертации. Средний библиографический список научной статьи в США и Европе - 30 работ. Значит, автор понимает, что он пришел не на дикую поляну, что до него на ней коллеги уже поработали, и ищет что-то новое. У нас список не превышает 14, и то я не очень верю в эту цифру. Но как только станет ясно, что написанное тобой увидят тысячи коллег, мы искореним плагиат и поднимем качество работ. и: А предмет статьи непременно должен быть коммерчески интересен? куракова: Мир уже нагенерировал такое количество полезного знания, что в этих завалах теряется "золотой песок", и они не осваиваются в полной мере. Поэтому крупнейшие промкорпорации сокращают свои R&D подразделения (research and development - научно-исследовательские и опытно-конструкторские, НИОКР. - "Известия"). Они поняли, что ничего нового создавать уже не надо. Надо с помощью семантических систем экстракции знания находить тех, кто это уже сделал или умеет делать. и: Вторым важным критерием оценки научных коллективов будет успешная коммерциализация научных разработок. Что под этим понимается - получение патентов? куракова: Меня чрезвычайно пугают призывы к отчетности количеством патентов. На что могут получить их, скажем, медицинские НИИ? Они разрабатывают новые способы диагностики и лечения. Мы - четвертая страна в мире, которая их патентует. Кроме нас лишь Австралия, США и Япония. И то Япония уже ввела массу ограничений на такое патентование, а в США хотят прекратить его. Прочие страны давно отказались от него по этическим соображениям. Ведь патентное право - это право запрета. Получать патент на способ лечения, который нужен тысячам людей, - это не просто бессмысленно и дорого, это преступление. Например, вы придумали новый способ остановки кровотечения и получили патент на него. Это значит - запретить коллеге в соседней операционной использовать его и спасти чью-то жизнь? В принципе, патент - не главное в коммерциализации научного знания. Это последний этап. и: А с чего же тогда надо начинать эту деятельность? куракова: Я читаю лекции по инновационному предпринимательству в научных институтах и вузах и сталкиваюсь с дремучим невежеством во всем, что касается коммерциализации. Ни разу не получила правильного ответа на вопрос о том, кому принадлежат результаты научной деятельности, как нужно оформить ноу-хау, как создать малое инновационное предприятие, что такое нематериальные активы, кому и при каких условиях можно продать патент или лицензию... В академическом сообществе нет базовых знаний. Прежде чем требовать от ученых коммерциализации, им нужно рассказать, что это такое и как это делается. и: Но почему этим должен заниматься ученый? Во всем мире существуют специализированные фирмы, фонды, консультанты. куракова: Абсолютно согласна с вами. Если к нам в центр приходит автор со своей разработкой и говорит, что у него нет менеджера и инвестора, мы не рассматриваем его заявку. Ученый - это определенный психотип, у него своя картина мира, своя система ценностей, он уникален, деньги для него, как правило, не являются движущим мотивом. Эту систему нельзя ломать, он не может и не должен сам заниматься коммерциализацией. и: Но у нас не хватает грамотных инновационных менеджеров, которые помогли бы ученым довести идею до продукта. куракова: Их готовят несколько ведущих вузов страны, и они нарасхват в госкорпорациях, в бизнесе. Но в науке им не могут предложить стоящей зарплаты. Хотя средств на инновационную сферу отпущено очень много. Только в 2009 году ее консолидированный бюджет составил 1 трлн 200 млрд рублей! Для сравнения - на всю гражданскую науку было выделено 127 млрд рублей. Создано более 150 венчурных фондов - явно больше, чем разработок, которые они могут коммерциализовать. Неслучайно Российская венчурная компания даже создала зарубежный фонд, чтобы искать зарубежные разработки. А вот малых инновационных предприятий при НИИ и вузах создано всего 600. и: А так ли необходимо создавать больше? Не получится, что институты обрастут гроздьями "свечных заводиков", которые будут кормить своих владельцев - и все? куракова: Мнение о том, что наука нужна лишь для познания мира, а не для создания "свечных заводиков", - в корне неверное. Мы знаем примеры Массачусетского технологического института и Стэнфордского университета, малые фирмы которых имеют совокупный бюджет, сопоставимый с бюджетом РФ. Они реально вовлекают результаты интеллектуальной деятельности в область практического применения и промышленного освоения. Наука действительно должна зарабатывать. Тот факт, что на входе наша наука имеет 127 млрд рублей в год, а на выходе - несколько тысяч рублей за продаваемые лицензии, недопустим. и: Ну, хорошо, аудит по новым критериям позволит разделить НИИ и вузы на сильные, стабильные и слабые. Что дальше? куракова: С одной стороны, эти критерии абсолютно правильные: если ты получаешь бюджетные деньги, будь добр преумножать профессиональные знания. Но надо мотивировать ученых. Например, в СПбГУ введено премирование за хорошую публикацию в авторитетном зарубежном журнале. С другой стороны, так жестко требовать от ученого высокого индекса цитирования и публикаций в ведущих журналах несправедливо ввиду слабой выполнимости этих условий. Мне кажется, сегодня у институтов просят невыполнимого. и: Каких три шага, по-вашему, нужно сделать, чтобы выйти из этого тупика? куракова: Во-первых, ученым нужно объяснить основные принципы коммерциализации научных результатов, причем обучить нужно всех, от директоров и ректоров до младших научных сотрудников. Нужно сформировать культуру коммерциализации. Мы же учим студентов, как пишется научная статья - точно так же надо учить и основам инновационного бизнеса. Включить этот предмет в учебные программы вузов. Во-вторых, инициировать предпринимательство в академической среде. И в-третьих, в институты должны прийти инновационные менеджеры. У нас создано немыслимое количество институтов инновационного предпринимательства: венчурные и посевные фонды, сети национальных бизнес-ангелов и венчурных партнеров... А сам творец инновационной идеи остается невовлеченным, но уже обложен жесткими критериями оценки результатов. и: Так, может, ученые у нас перестали генерировать новые идеи? куракова: К счастью, мы в этом неистощимы. Это очень сильная сторона нашего национального характера, нашей культуры. Но кто является основным потребителем инноваций в мире? Промышленность. Инновации рождаются не в головах ученых, а в отделах маркетинга промкорпораций. Чтобы сохранять свою долю на рынке, они ежегодно должны обновлять линейку продукции. Сами по себе инновации никому не нужны - это дорого и хлопотно. Но существуют законы конкуренции. Наука - это девственница, которая никогда ничего не родит, если не оплодотворить ее запросом от промышленных компаний. И если бы наши ученые правильно публиковались, бизнесмены нашли бы в их статьях безумное количество интереснейших инновационных идей. и: Тем не менее первые отборы сильных и слабых пройдут уже в конце этого года. А кто будет аудировать и определять, кого оставить в живых, а кого "отправить в расход"? куракова: В восьми отраслевых министерствах уже созданы специальные комиссии. Будем надеяться, что в них войдут самые авторитетные и компетентные специалисты и аудит не превратится в избиение младенцев. ЦЕЛЛЮЛОЗУ ИЗ ОТХОДОВ МОЖНО ПРЕВРАТИТЬ В ЦЕННЫЙ ПРОДУКТПосле того как урожай переработали, остается немало отходов. Часть из них можно скормить скоту, часть превратить в удобрение, а часть употребить как химическое сырье. Именно этим и занялся аспирант Делфтского технологического университета Жан-Поль Мейнен. Он рассуждал так. В этих отходах много лигноцеллюлоз. Лигнин можно удалить, например, гидролизом (хотя есть и более совершенные методы, см. "Химию и жизнь", 2009, № 5), освободившиеся полисахариды разложить на составляющие и скормить микроорганизмам, а те уж синтезируют из сахаров что умеют. Однако есть проблема: из растительных волокон получается не только глюкоза, но и ксилоза с арабинозой, причем в немалом количестве. А микробы их не любят. Что же делать?Помогла генетическая модификация. В геном псевдомонады встроили гены кишечной палочки; они вырабатывают ферменты для превращения ксилозы в более удобоваримые вещества. Модифицированная псевдомонада кушать ксилозу стала, но без всякого аппетита. Тогда ее посадили на голодный паек, практически лишив глюкозы. Через некоторое время появились псевдомонады, которые с удовольствием поглощали не только ксилозу, но и арабинозу. Последний штрих - внедрение гена синтеза пара-гидроксибензоата, и биотехнология для превращения отходов пищевой промышленности в полезный для фармацевтов и косметологов продукт готова. Осталось посчитать ее стоимость и убедить инвесторов. Об этом сообщает "Химия и жизнь". Текст подготовил кандидат физико-математических наук С.М.Комаров Источник информации: "Известия" о новостях науки, техники и образования Выпуск от 10/02/2011 ГЛАВА МИНОБРНАУКИ АНДРЕЙ ФУРСЕНКО ВЕРНУЛ ШКОЛЬНИКАМ МАТЕМАТИКУЮлия КРИВОШАПКО Пилотное внедрение нового образовательного стандарта для старшей школы может начаться в 2013 году, а полное - в 2020-м. Об этом сообщил глава Минобрнауки Андрей Фурсенко. Он также успокоил педагогов и родителей, заявив, что в список обязательных войдут не четыре, а как минимум десять предметов.Проект нового образовательного стандарта старшей школы был разработан Российской академией образования. Он коренным образом меняет систему обучения в 10-11-х классах, позволяя школьникам выбирать не только сами предметы, но и глубину их изучения. Именно по причине революционности проекта спешить с реформой в Минобрнауки не собираются. Апробация новых стандартов в некоторых школах может начаться только через два года. Хотя, как отметил Андрей Фурсенко, выступая на "правительственном часе" в Госдуме, при необходимости сроки могут быть пересмотрены. - Мы понимаем, что проект еще предстоит обсудить и доработать, - сказал он. - Должен быть найден баланс между обязательными предметами и предметами по выбору, которые необходимы для поступления в вуз или техникум. Проект нового образовательного стандарта для старшей школы вызвал большой общественный резонанс. Не в последнюю очередь из-за массы нареканий со стороны специалистов по поводу упомянутого министром баланса предметов. Возмущение критиков проекта вызвало то, что в список обязательных дисциплин, по их словам, не вошли такие важные, как русский язык и литература, история и математика. Один из педагогов 57-й московской школы Сергей Волков даже опубликовал в интернете открытое письмо президенту страны с призывом "наложить вето на радикальное перекраивание школьной программы", которое собрало больше 10 тысяч подписей. Андрей Фурсенко прояснил ситуацию. - Число обязательных предметов в стандарте как минимум десять, - заверил он. - Четыре из них - физкультура, ОБЖ, "Россия в мире" и подготовка индивидуального проекта - будут обязательными для всех. Объем их изучения будет четко определен. Остальные обязательные предметы школьники смогут выбирать сами из шести предложенных в проекте блоков. Согласно проекту в первый блок входит русский язык и литература, родной язык и родная литература. Во второй включены иностранные языки. В третий - математика и информатика. Четвертый содержит общественные науки. Пятый - естественные науки. Шестой - искусство или предмет по выбору. - В результате внедрения нового стандарта число обязательных предметов в старшей школе сократится с 14 до 10-11, - резюмировал министр. Отвечая на вопросы депутатов, Андрей Фурсенко высказал свою точку зрения на вопрос о стипендиях, который с подачи помощника президента Аркадия Дворковича тоже в последнее время не обсуждал только ленивый. - Я считаю, что принцип распределения стипендий должен быть пересмотрен в пользу более дифференцированного подхода, - заметил Андрей Фурсенко. - Для одних ребят стипендия - жизненная необходимость, а для других - всего лишь небольшая добавка к тем деньгам, которые им дают родители. Социальные стипендии должны получать те, кто действительно нуждается в материальной поддержке. А "обычные", академические нужно платить студентам, демонстрирующим серьезные успехи. МНЕНИЯ Исаак Калина, руководитель департамента образования Москвы: Я бы хотел напомнить, что стандарт старшей школы вывешен Министерством образования и науки на сайте с пометкой "проект для обсуждения". И святая обязанность всех, кто его прочитал и считает, что он должен быть определенным образом изменен, послать свои предложения в министерство. Надо понимать, что стандарт для старших классов, вызвавший широкую дискуссию, будет введен еще очень не скоро, в 2020 году. Поэтому мы в свое время предусмотрели возможность его изменения, внеся в постановление правительства РФ N 142 соответствующий пункт. Мы понимали, что утверждаемый документ - это ориентир, и он потребует изменений, связанных с меняющейся жизнью. Стандарт может быть (и поверьте, будет) скорректирован. У нас есть время для конструктивного обсуждения.Любовь Кезина, экс-глава департамента образования Москвы, член группы разработчиков стандарта: Мы взяли дополнительно два месяца на то, чтобы проанализировать и учесть последние замечания к стандарту старшей школы. К сожалению, мы столкнулись с тем, что исходный текст порой неправильно прочитывается. Отчасти в этом вина и разработчиков, которые не всегда думали о том, насколько удачен тот или иной употребленный термин. Пример тому - термин "обязательные предметы". Физкультура, основы безопасной жизнедеятельности - не обязательные, а общие предметы для всех учеников, которым предоставлен выбор. Кстати, уже сейчас в Москве есть ряд школ, в которых старшеклассники сами формируют себе учебный план: им дается ряд обязательных дисциплин, а дальше они выбирают себе предметы, которые пригодятся в вузе. Так что стандарт рождается не на пустом месте. Мы будем благодарны за любые замечания.Источник информации: "Известия" о новостях науки, техники и образования Выпуск от 10/02/2011 В ЗАКОНЕ "ОБ ОБРАЗОВАНИИ" СОХРАНЯТ ГЛАВНОЕАндрей ЛЕОНИДОВ Посещаемость сайта, на котором вчера завершилось обсуждение законопроекта "Об образовании", составила более 12 млн просмотров. И все это будет учтено при подготовке аналитического обзора, который выйдет в феврале.Напомним, что новый документ заменит два базовых закона - "Об образовании" и "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", которые были приняты в 1990-е годы. В нем будут прописаны нормы по всем уровням образования, включая дошкольное, начальное, среднее, высшее и дополнительное. Теперь, когда общественное обсуждение завершилось, специальная комиссия под руководством советника президента, известного юриста Вениамина Яковлева подготовит аналитический обзор по комментариям и придаст законопроекту окончательный вид. Текст проекта был доступен для комментирования на сайте zakonoproekt2010.ru в течение двух месяцев, с 1 декабря 2010 года. За этот период посещаемость сайта составила 12 млн 53 тыс. просмотров, зарегистрировано 210 тыс. уникальных адресов посетителей сайта. Всего по содержанию проекта закона было оставлено около 11 тыс. комментариев. Проект закона будет доработан с учетом результатов общественного обсуждения. По мнению главы Минобрнауки Андрея Фурсенко, вопросы модернизации образования затрагивают интересы каждой семьи, и формат общественного обсуждения был крайне важен для учета интересов общества. "Образование является важнейшей сферой ответственности государства, поэтому мы руководствовались принципом "не навреди", - подчеркнул министр. - Гарантии бесплатности и доступности качественного образования, участия родителей в образовательном процессе, профессионального роста учителей и преподавателей будут обязательно сохранены в тексте законопроекта". Источник информации "Известия" о новостях науки, техники и образования Выпуск от 2/02/2011 КОСМИЗАЦИЯ" УМНЫХ МОЛЕКУЛЮрий ЧИРКОВ доктор химических наук Немецкий микробиолог Роберт Кох впервые наблюдал колонии невидимых глазу существ - туберкулёзных бацилл. Теперь, примерно век спустя, российские биологи исследуют уже не колонии бактерий, а колонии отдельных молекул - информационные макромолекулы наследственности - ДНК и РНК. И не только исследуют, но и научились размножать их в особой среде, что рано или поздно поможет сохранению и умножению здоровья многих и многих миллионов людей.Палочки Коха Роберт Кох в школе был первым учеником, мечтал сделаться морским врачом и объездить весь мир. Поступив в Геттингенский университет, он сначала учился на естественном факультете, но бедно жившие родители уговорили сына перейти на "хлебный" медицинский факультет. Они с нетерпением ждали, когда он станет врачом и начнёт хорошо зарабатывать.Увы, даже с дипломом доктора найти "хлебное" место оказалось непросто. В 1872 году Кох становится санитарным врачом ("физикусом") в городке Вольштейн (ныне это Польша). Его работа сводилась к выдаче свидетельств о болезни, он устанавливал развитие эпидемий, делал прививки, вскрывал трупы. Но, несмотря на занятость, Роберт Кох создаёт домашнюю лабораторию и начинает заниматься научной работой. Вместо газа для подогрева препаратов он использовал керосиновую лампу. Из тарелок, наполненных мокрым песком, соорудил нечто вроде прибора для разведения микробов. На этот песок он капал кровь заражённого животного и наблюдал за ростом бактериальной культуры. Следил с помощью микроскопа, который он за счёт строжайшей экономии средств купил себе ко дню рождения - на двадцативосьмилетие. С этим скромным инструментарием "отец бактериологии" сделал ряд открытий, поразивших буквально весь мир. Венцом научной карьеры учёного следует считать разгадку тайн туберкулёза. В те времена считалось, что от этой болезни гибнет седьмая часть человечества. Ныне полагают, что микобактериями туберкулёза инфицирована примерно треть населения Земли. В XIX веке туберкулёз звали "бугорчаткой". У заражённых этой болезнью людей и животных находили в поражённом органе бугорки. Они состояли из распада живой ткани, гноя. В них-то, видимо, и сидели микробы, обнаружить которые никак не удавалось. За это дело взялся Кох, получивший к тому времени уже немалую известность, перебравшийся в Берлин, где у него была собственная хорошо оборудованная лаборатория, из которой он не выходил с утра до поздней ночи. Вырезал кусочки заражённых органов умерших от туберкулёза людей и тщательно их исследовал. Понадобились годы упорного труда, чтобы воочию показать миру микробы бугорчатки. Это не были толстые, большие, хорошо видимые палочки до того изученной Кохом сибирской язвы. Это были едва различимые даже под хорошим микроскопом тонюсенькие чёрточки, которые окрестили "палочками Коха". 24 марта 1882 года Роберт Кох делает в Берлинском физиологическом обществе обессмертивший его доклад "Об этиологии туберкулёза". Его выступление имело громадный резонанс. Пожалуй, трудно найти в истории медицины другое сообщение, столь же горячо принятое всей мировой общественностью. И неудивительно, что в 1905 году именно эти исследования Коха были отмечены Нобелевской премией. Революция в бактериологии Чтобы исследовать существа-невидимки (микробы), необходимо суметь разглядеть их. Также надо добиться, чтобы это была нужная бактерия, а не случайно подвернувшаяся под руку.До Коха бактерий разводили в жидких питательных средах, главным образом в бульоне. Понятно, что, когда их помещали в эти жидкие среды, не было гарантии, что тут же рядом не вырастут и посторонние микробы. Приходилось - и не раз! - повторять и повторять одни и те же операции, чтобы добраться до нужных бактерий. Из того места, где они концентрировались больше всего, брали маленькую капельку, переносили её в другую пробирку с бульоном и там выращивали эту колонию. К сожалению, оказывалось, что и здесь присутствовали посторонние микробы, хотя и в меньшем количестве. Опять брали капельку исследуемых микроорганизмов, переносили в третью пробирку - и так до тех пор, пока наконец не получалась более или менее чистая культура, свободная от посторонних примесей. Предложенная Робертом Кохом твёрдая питательная среда для разведения бактерий произвела настоящую революцию в микробиологии. Теперь микробиологи используют широкий ассортимент твёрдых питательных сред для работы с различными бактериальными культурами. На фото слева: питательная среда для выделения и размножения бактерии Е.соlі и других энтеробактерий. Этот сиреневый гель содержит восемь компонентов. На фото справа: шоколадный агар предназначен для выделения и культивирования прихотливых микроорганизмов, принадлежащих к родам Neisseria, Haemophilus и Streptococcus (S. pneumoniae) Однажды Кох случайно заметил, что сваренный картофель, разрезанный пополам, после долгого лежания на лабораторном столе покрылся разноцветными точками: зелёными, коричневыми, красными. Учёный заинтересовался увиденным. Снял платиновой иглой маленькие кусочки с этих разноцветных точек и стал рассматривать под микроскопом. Оказалось, что каждая точка была колонией бактерий, разросшейся на поверхности картофеля. Разных бактерий! Кох мгновенно понял, какое величайшее открытие сделал. Он нашёл твёрдую питательную среду! Введение Кохом твёрдых питательных сред было революцией в бактериологической технике. В 1881 году он публикует работу "Методы изучения патогенных организмов", в которой описывает способы выращивания микробов на твёрдых питательных средах. С их помощью учёному удалось, используя подходящие красители (фуксин, анилиновые краски), обнаружить в растёртой туберкулёзной ткани больного крохотные, слегка изогнутые, ярко-синие окрашенные палочки, известные теперь как палочки Коха. Бактериальные (а также вирусные) колонии выращивают теперь не только в жидкой, но и на твёрдой питательной среде, приготовленной на агаре или желатине. Каждая колония представляет собой потомство единственной бактериальной клетки, локализующееся в том месте, где эта родительская клетка была "посеяна". Метод Коха позволяет идентифицировать возбудителя инфекции по виду и свойствам образуемых колоний, а также даёт возможность прямо подсчитывать их число. Всё это делает микробиологический анализ проще, быстрее и дешевле, а результат точнее. При достаточном разведении посевного материала колонии оказываются пространственно разделёнными. И отдельные клетки не мешают друг другу размножаться. Поэтому удаётся определять нужную бактерию даже при исследовании сложных смесей микроорганизмов, в которых искомый инфекционный агент присутствует в следовых количествах или является неконкурентоспособным по отношению к другим быстрорастущим видам микробов. Метод молекулярных колоний Роберт Кох показал пример, достойный всяческих подражаний. Этим путём в конце уже ХХ века пошли и российские (тогда советские) учёные, сотрудники Института белка Российской академии наук (ИБ РАН) в городе Пущине на Оке, расположенном примерно в ста километрах от Москвы.В 1985 году в ИБ РАН была создана научная группа, преобразованная в 1998 году в лабораторию биохимии вирусных РНК, под руководством Александра Четверина - ныне доктора биологических наук, члена-корреспондента РАН. Для размножения нуклеиновых кислот исследователи из Института белка РАН использовали метод полимеразной цепной реакции (ПЦР). Обычно ПЦР осуществляют в жидкой среде. Сотрудники Института белка предложили проводить её в специально приготовленной пористой гелеобразной массе. Суть метода ПЦР проста: среду, содержащую спиральную молекулу ДНК, нагревают примерно до 90 градусов Цельсия, в результате чего она распадается на две цепочки. После небольшого охлаждения на каждой цепи с помощью специального фермента собирают цепочку, комплементарную исходной. В результате из одной двухцепочечной ДНК получаются две, из двух - четыре и так до бесконечности Целью создания группы Четверина была разработка методов эффективного внеклеточного размножения молекул РНК. Размножение (клонирование) молекул РНК и ДНК бывает необходимо при генетических, иммунологических и других молекулярно-биологических исследованиях; в медицине - для диагностики многих болезней: от вирусных до онкологических. На долгом пути к достижению этой цели сделан ряд важных открытий и изобретений. В том числе был изобретён метод молекулярных колоний (если сокращенно, ММК). Особенность этой научной новинки в том, что молекулы, несущие наследственную информацию, РНК и ДНК, размножаются не в жидкой, как это обычно принято, а в особой среде - геле. Благодаря этому потомство каждой молекулы образует колонию, а не распространяется в жидкости по всему объёму. Таким образом, отдельную молекулу можно размножить до детектируемого числа идентичных молекул, что даёт возможность обнаружить, идентифицировать и подсчитать единичные молекулы. Ведь каждая колония представляет собой молекулярный клон (множество копий первоначально помещённой в данную точку геля молекулы). А число колоний указывает на число молекул ДНК или РНК, находящихся в геле до начала реакции. Но успех к пущинской группе пришёл не сразу. Преграды, стоявшие на пути исследователей, были довольно серьёзными. Сравним, например, размеры объектов исследования Коха и группы Четверина. Бактерии - чаще всего одноклеточные прокариотные (безъядерные) микроорганизмы - имеют микронные размеры (1 микрон = 10-4 сантиметра), в то время как молекулы ДНК или РНК - наномолекулы (1 нанометр = 10-7 сантиметра), то есть они на несколько порядков меньше бактерий. Кроме того, если бактерии и вирусы - существа достаточно сложной, но всё же целостной, можно даже сказать, автономной, самодостаточной организации, то ДНК и РНК - лишь детали (пусть и важные) живой клетки, которые предстояло выделить из клетки (изолировать) и размножить. Такие отдельные изолированные макромолекулы - субстанции гораздо более уязвимые, чем бактерии. Подобно тому, как организм состоит из отдельных органов, клетка сконструирована из многих частей, ответственных за питание, размножение и выделение всего ненужного. Многочисленны составные части, компоненты живой клетки. В ней находятся ядро, ядрышко, митохондрии (в животных клетках), хлоропласты (в растениях), лизосомы, аппарат Гольджи, вакуоли, центриоли и так далее. Плюс внешние и внутренние мембраны, делящие клетку на обособленные отсеки, в которых она создаёт свои собственные белки, жиры, углеводы… Вот в каком хитроумном биоцарстве привычно обитают молекулы наследственности ДНК и РНК. Биологам требовалось не только извлечь из клетки эти молекулы, но и, главное, создать для них искусственную среду обитания. Какая аналогия тут сразу приходит в голову? Конечно, осваивающий враждебный космос (невесомость, отсутствие атмосферы, нулевое давление) человек. С его скафандрами, орбитальными станциями с запасами пищи, воды, всяких систем жизнеобеспечения, всего того, что имитирует полноценную жизнь человека на Земле. Так что Четверин и его сотрудники должны были провести нечто вроде "космизации" молекул ДНК и РНК. В качестве основной системы размножения молекул учёные выбрали полимеразную цепную реакцию (ПЦР). Этот метод широко применяется в биологии и медицине. Но в отличие от традиционной ПЦР, которая проводится в жидкости, исследователи из Института белка решили осуществлять реакцию в специально приготовленной пористой гелеобразной массе. Теперь - подробности. Мы уже отмечали, что РНК и ДНК - наномолекулы. Оказывается, матрикс (основное вещество) геля образует трёхмерную сеть с размерами пор также в нанометровом диапазоне. Это обстоятельство и позволяет называть колонии Четверина колониями наномолекул, или просто наноколониями. Использование иммобилизованной среды - ключевой момент: матрикс геля предотвращает конвекцию среды, препятствует диффузии наномолекул. Поэтому потомство исходной молекулы концентрируется в ограниченной зоне вокруг родительской молекулы. Одновременно сама матриксная сеть не оказывает влияния на диффузию более мелких молекул - всего того, что необходимо для размножения молекул ДНК и РНК, для доставки к ним всех субстратов реакции. В ожидании новых тест-систем Метод молекулярных колоний можно использовать во многих областях: для сверхчувствительной диагностики вирусов и рака, а также для внеклеточного клонирования и скрининга генов, вплоть до идентификации генов по функции кодируемых белков.Тесты, разработанные группой Четверина, гарантируют достаточно быстрый результат. Выделение нуклеиновых кислот из образца крови занимает от получаса до нескольких часов, затем ещё около двух часов необходимо для проведения самой реакции. Сотрудники Института белка уже использовали свой метод для диагностики ряда инфекционных заболеваний, в частности на примере РНК вируса СПИДа и ДНК вируса гепатита В. Экспериментально доказано: чувствительность нового метода гораздо выше, чем у старых методов, основанных на размножении РНК или ДНК в жидкости. В лаборатории биохимии вирусных РНК работают и над диагностикой онкологических заболеваний. Диагностировать рак исследователи хотят путём обнаружения в клинических образцах крови молекул РНК, которые наличествуют во всех без исключения раковых клетках. Пример такого универсального маркера - матричная РНК (мРНК) белка теломеразы, фермента, отвечающего за синтез концевых участков хромосом (теломер). Эта же мРНК есть и в нормальных стволовых клетках, которые, подобно раковым, обладают способностью к неограниченному делению. Однако последние находятся в своих нишах и не распространяются по организму. Так, присутствие теломеразной мРНК там, где стволовых клеток быть не должно (например, в плазме крови), может однозначно указывать на наличие в организме злокачественного процесса. Александр Четверин считает, что при наличии всех необходимых контрольных тестов можно будет точно сказать, болен человек раком или нет. Разработанная методика универсальна и может пригодиться не только в медицине. Применение наноколоний может быть весьма полезным и для различных областей биотехнологии, сельского хозяйства, криминалистики, мониторинга окружающей среды, фундаментальной науки, наконец. Это могут быть химия одиночных молекул, бесклеточное клонирование и скрининг генов, секвенирование, молекулярная диагностика… Метод молекулярных колоний (ММК), или просто метод наноколоний (МН), со временем неизбежно станет развитой технологией, обладающей уникальными возможностями и высоким потенциалом для решения научных и прикладных задач. Размножение ДНК в клетке Молекула ДНК самовоспроизводится (копирует сама себя) при каждом клеточном делении. При этом слабые связи между двумя цепями двойной спирали ДНК разрушаются, в результате чего цепочки разделяются. Затем на каждой из них строится вторая цепь ДНК, комплементарная первой. В результате при делении клетки происходит удвоение исходной молекулы ДНК, так что в обеих клетках оказывается по одной полной копии ДНК. Этот процесс называется репликацией. Так генетическая информация, заключённая в ДНК, полностью сохраняется при клеточном делении.Источник: "Наука и жизнь" РОССИЯ НА ПОРОГЕ КВАНТОВОЙ РЕВОЛЮЦИИСергей ЛЕСКОВ После того как по миру разнеслась весть о сооружении в России иннограда "Сколково", в нашу страну зачастили ученые высшего мирового разряда, что раньше, прямо скажем, было редкостью.Но визит нобелевского лауреата Вольфганга Кеттерли выделяется даже на этом фоне. Нобелевскую премию он получил до неприличия, по нынешним меркам, рано - в 44 года. Про какого еще ученого коллеги могут сказать, что он сначала открыл новую область физики, а потом сам же ее закрыл, поскольку не оставил в этой области белых пятен?! В Москву Вольфганг Кеттерли прибыл в сопровождении еще нескольких совсем не пожилых профессоров. Большинство работает в Массачусетском технологическом институте (MIT), где количество нобелевских лауреатов чуть не дотягивает до сотни. Зачем покидать мировую столицу науки и спешить в холодную и провинциальную с точки зрения научных прорывов Москву? Профессор Кеттерли сказал "Известиям", что его заинтересовал проект "Сколково", который среди прочих проектов предусматривает строительство нового центра квантовой оптики и квантовых технологий. - Мир стоит на пороге квантовой революции, когда фундаментальные достижения физики смогут активно использоваться для получения материалов с принципиально новыми, пока недостижимыми свойствами, - буйно фантазировал нобелевский лауреат Кеттерли. - Сверхскоростной квантовый компьютер, о котором говорят как о революционном прорыве, становится все ближе. Квантовые технологии обещают гигантские коммерческие выгоды во всех областях - от информатики и энергетики до медицины и транспорта. В Россию мы приехали по той причине, что здесь сохранилась отличная научная школа. К примеру, идею топологического квантового компьютера высказал сотрудник ФИАНа Алексей Китаев, который давно работает в Калифорнии. Я уверен, что знание и наука должны иметь много географических точек роста. Квантовый центр в Сколкове, возможности которого мы хотим выяснить во время поездки, поможет не только России, но и всей мировой науке. Мы посетим российские научные центры и проведем переговоры с первым заместителем главы администрации президента РФ Владиславом Сурковым и президентом фонда "Сколково" Виктором Вексельбергом. В результате этой встречи принято решение о создании Международного центра квантовой оптики и квантовых технологий, где будут сконцентрированы разработки по одному из наиболее перспективных научных направлений. В группе Кеттерли - два американских профессора, которые получили образование в России, - Михаил Лукин и Евгений Демлер. Они закончили МФТИ, как и недавние нобелевские лауреаты Андрей Гейм и Константин Новосёлов. В России вовсе ученые не работали. Сразу после Физтеха в начале 1990-х, когда наша наука дышала на ладан, они уехали в Америку, где снискали признание, но не забыли о России, которая сегодня предоставила им шанс подняться на новую высоту. - В знаменитом MIT среди профессоров по физике русских - больше 10 процентов, это первое место среди всех стран, но Россия радоваться по этому поводу не может, - говорит обладатель полутора десятков американских престижных научных наград профессор Михаил Лукин. - Проект "Сколково" и квантовый центр - уникальная идея. После долгого застоя наука в России получает шанс на возрождение. Очень скоро прорывные фундаментальные исследования в квантовой физике начнут приносить прикладную пользу. Если удастся создать в Сколкове условия для занятий наукой, в новом квантовом центре, забыв об эмиграции, будут работать не только российские ученые, сюда потянутся ученые из других стран, что для России пока немыслимо. - Мировая наука обогащается за счет взаимодействия многих культур и многих научных школ, - говорит профессор Джон Дойл, который имеет индекс цитирования даже выше, чем Вольфганг Кеттерли. - Русская научная школа в физике - один из мировых лидеров. В Америку приезжает много молодых ученых, но русские - лучшие. Только я думаю, что если русские получат возможность заниматься наукой дома, в России, и мировой науке, и русским ученым будет лучше. Единственный неамериканец в группе Кеттерли - итальянский профессор Томмазо Каларко имеет для нас не меньший интерес, чем все вместе взятые американцы. Итальянец работает в Германии и является координатором научных программ ЕС по проблемам квантовой информатики. К сожалению, признает профессор Каларко, пока у Европы нет совместных проектов с российскими институтами, хотя личных контрактов немало. "Квантовый центр в Сколкове, - сказал профессор Томмазо Каларко, - это создание мощной структуры, которая открывает путь к совместным проектам. Удачных примеров в мире много - Институт Макса Планка в Мюнхене, Центр квантовой оптики в Барселоне, Центр холодных атомов в MIT. "Сколково" должно встать в этот ряд". Кстати, идея квантового компьютера впервые много лет назад была высказана выпускником МГУ Юрием Маниным, который защитил докторскую диссертацию в 26 лет, получил Ленинскую премию в 30 лет, но уже 20 лет живет на Западе. Юрий Манин - академик чуть не всех академий мира, только не РАН, потому что у него нет времени на прохождение наших бюрократических процедур. Отличие квантового компьютера от классического состоит в том, что обычные ЭВМ построены на принципе "ноль-один", а квантовый компьютер - это не "или-или", а в один и тот же момент оба состояния - "и-и". Это связано с корпускулярно-волновым дуализмом фотона, носителя информации в квантовом компьютере, который оперирует квантовыми битами или кубитами, которые могут принимать одновременно два значения, неизмеримо увеличивая мощность компьютера. Пять деревень против двух зон - Изначально было 27 архитектурных компаний. Треть из них были российскими. Потом мы поняли - опыта градостроительства у наших компаний нет. Мы проконсультировались с экспертами и отобрали пять проектов. На финишной прямой осталось два концепта - французской компании AREP и голландской ОMA, - объяснял сити-менеджер фонда "Сколково" Виктор Маслаков. - Они совершенно противоположные. Перед объявлением победителя оба проекта еще раз обсудят с будущими резидентами иннограда и с иностранными партнерами фонда на экономическом форуме в швейцарском Давосе. Высказать свое мнение, каким будет город будущего, может и любой желающий: с 13 января на официальном сайте "Сколково" идет онлайн-голосование. Французы из AREP (компании, которая проектирует французские железные дороги) спроектировали "городскую деревню". - Это место, где вы живете рядом с другими людьми, то есть вы можете общаться, обмениваться информацией, знакомиться. У вас есть все условия, которые позволяют вам работать, исследовать, изобретать. В то же время вы близки к природе, живете в спокойствии. Это - жизнь и работа в границах природы, - рассказывал директор компании Этьен Трико. На полутора миллионах квадратных метров раскинется цепь из пяти "деревень" - по отраслям науки, которые выделил для "Сколково" президент Дмитрий Медведев, - ядерные, космические, энергоэффективные, медицинские технологии и телекоммуникации. В каждой из них будет одновременно жилая и рабочая зоны, а в центре запланировано место для встреч академиков. В сердце города будут расположены конгресс-центр, отели и администрация. Большинство зданий будут невысокими - 12-15 метров и окружены парками и бульварами. Голландское архитектурное бюро OMA, основанное притцкеровским лауреатом Ремом Колхасом, предложило противоположную концепцию. По идеи голландцев, "Сколково" должно состоять из двух зон - рабочей и жилой. На то, чтобы добраться пешком из одной зоны в другую, придется потратить около получаса. В исследовательской зоне будут расположены университет и офисы компаний-резидентов. Для каждой компании предусмотрено отдельное здание. - Каждое здание может быть спроектировано отдельным архитектором. Это впишет "Сколково" в историю архитектуры, - пояснил партнер компании OMA Рейнер де Грааф. А между собой здания предполагается соединить коридорами. Так передвигаться по городу будет и быстрее, и теплее. В центре иннограда расположится культурный центр "Сколково" с кинотеатрами, музеями и прочими "необходимыми культурными местами". Как нескромно заметил Рейнер де Грааф, "отличие нашего проекта в том, что он сам по себе инновация". Концепция OMA требует затрат на 15-20% больше, чем идея французов. Александра Пономарёва Источник информации "Известия" о новостях науки, техники и образования Выпуск от 24/01/2011 НА ВОРОБЬЕВЫХ ГОРАХ ОТКРЫЛСЯ ЭКОЦЕНТРДарья ВАРЛАМОВА Сергей Собянин посетил церемонию открытия эколого-просветительского центра "Воробьевы горы" на Андреевской набережной.Мэр Москвы попросил столичных школьников провести для него экскурсию по первому в столице экоцентру. Дети показали ему стенд с энергосберегающими лампочками и продемонстрировали свои знания об электроэнергии. Потом Собянин посмотрел с ними 3D-фильм о животных и смастерил цветок из экологически чистой бумаги. Кульминацией открытия стал запуск "экочасов" Москвы, оперативно показывающих объем выбросов углекислого газа, потребление воды и электричества в столице, стране и во всем мире. "Москва вносит значительный вклад в эти часы", - с грустью заметил Собянин. Руководитель столичного департамента природопользования и охраны окружающей среды Антон Кульбачевский пообещал поработать над улучшением статистики. Источник информации "Известия" о новостях науки, техники и образования Выпуск от 24/01/2011 НУЖНО ЛИ ЭКОНОМИТЬ НА СТУДЕНТАХ?Светлана СМЕТАНИНА Накануне Дня российского студенчества было вполне логично поговорить о стипендиях. Нужны ли они студентам? В разных странах этот вопрос решается по-разному, но практически везде государство старается как-то компенсировать расходы на образование. Правда, при одном условии: нужно хорошо учиться.После недавних высказываний помощника президента Аркадия Дворковича на эту тему проблему студенческих стипендий начала обсуждать вся страна. Сегодня в России существуют два вида государственных стипендий: академическая и социальная. Первая дается за успехи в учебе и составляет 1100 рублей в месяц. Право на вторую имеют дети-сироты, инвалиды и еще некоторые категории социально не защищенных граждан. Ее размер - 1650 рублей. Понятно, что прожить на эти деньги нереально. Впрочем, и отказываться от них добровольно студенты не хотят. Например, Всеволод Пуля, недавний выпускник журфака МГУ, по его словам, обычно тратил свою стипендию на оплату мобильного телефона. Кстати, в МГУ студентам-отличникам добавляют 25% из фонда университета, хорошистам - 15%, а накануне Нового года стипендиаты получают так называемую надбавку - примерно 5-6 тысяч рублей. Повышенная стипендия из собственных фондов практикуется и в других ведущих вузах - МГИМО, Финансовом университете, Высшей школе экономики. Кроме того, существуют еще стипендии президента, российского и московского правительства. Что касается грантов и кредитов на учебу, о которых говорит Аркадий Дворкович, то студентов-бюджетников в России около трех миллионов, но только единицы из российских благотворительных фондов занимаются поддержкой талантливых учащихся вузов. Например, Фонд Владимира Потанина выплачивает несколько сотен стипендий такого рода. Есть стипендии для перспективных студентов престижных вузов в ведущих российских компаниях - например, в "ЛУКОЙЛе", Внешэкономбанке. В ряде случаев такая прибавка может достигать 10-15 тысяч рублей. Фонд "Вольное дело" Олега Дерипаски одним из первых начал развивать программу льготных образовательных кредитов, но с началом кризиса ее финансирование было приостановлено. Сегодня такого рода кредиты в банках редко пользуются спросом: слишком высокие проценты - от 9 до 15, к тому же требуется поручительство или залог. Кредит на льготных условиях - 4,94% годовых и без залога - можно взять в Сбербанке, но при условии, что вы уже являетесь студентом-отличником и учитесь на определенной специальности. Впрочем, директор Центра прикладных экономических исследований Высшей школы экономики Татьяна Абанкина уверена, что государство сегодня должно в первую очередь заниматься не кредитными программами, а расширять число бюджетных мест. Во всех развитых странах власти так или иначе пытаются влиять на образовательный процесс, создавая механизмы доступа к учебе в вузе детей из разных социальных слоев. В США, где высшее образование платное и весьма дорогое, существует множество программ такого рода, как государственных, так и частных. Каждый выпускник школы, планирующий продолжить образование, заполняет специальную анкету, где описывает финансовое положение своей семьи, указывая примерную сумму, которую он может вносить за свое образование. Если университет заинтересован в таком студенте, он постарается найти ему финансовую поддержку. Но учащийся может и сам обратиться в любой из множества благотворительных фондов. И если он докажет, что достоин помощи, ему могут выплачивать стипендию "на жизнь" или компенсировать часть стоимости образования. Например, Артему Загородневу, который приехал с родителями в США в четырехлетнем возрасте, повезло. Он поступил в государственный университет штата Огайо, где вместо 24 тысяч долларов в год платил всего две тысячи - разницу доплачивал благотворительный фонд при университете. Сейчас Артем учится в магистратуре и получает стипендию в 1250 долларов - опять же благодаря гранту от университетского фонда. Бывают и вовсе удивительные истории. Угадайте, например, кем нужно быть, чтобы тебя с весьма посредственными оценками не только бесплатно приняли в суперпрестижный Гарвард, но и еще ежегодное содержание тебе положили в размере 10 тысяч долларов? Правильно, для этого нужно здорово играть в бейсбол или американский футбол. Конечно, такие примеры - скорее из разряда исключений. Даже при разветвленной системе помощи студентам большинству из них все-таки приходится рассчитывать на себя и брать образовательные кредиты. "Сегодня в Америке довольно легко получить материальную помощь на учебу, но при условии, что ты принадлежишь к национальному или социальному меньшинству. А вот если тебе "повезло" родиться в семье белых представителей среднего класса, будь готов платить за все по полной программе", - улыбается Артем. Среди его друзей-американцев в основном все брали кредиты на образование. А один друг семьи до сих пор не может расплатиться за такой кредит, хотя ему уже за 50, - просто человеку до сих пор не повезло найти высокооплачиваемую работу. В Европе высшее образование гораздо более доступно. Правда, за обучение в государственном вузе все равно придется заплатить некоторую сумму. Например, во Франции и Германии, где высшее образование формально бесплатное, университеты получают от каждого студента 300-500 евро в год за пользование библиотекой и копировальной техникой. Если студенту нужна стипендия, он может обратиться в один из благотворительных фондов. Правда, для ее получения нужно соответствовать ряду условий: хорошо учиться и принимать участие в какой-либо общественной деятельности (например, вести бесплатные занятия, помогать пожилым людям). Она может составлять от 60 до 800 евро в месяц. И чем выше стипендия, тем больше будет конкурентов на ее получение. В Китае образование платное, причем начиная со школьной скамьи. Бесплатно в Поднебесной можно учиться только в начальной и в неполной средней школе. Неудивительно, что расходы на образование составляют от трети до двух третей доходов семейного бюджета. А поскольку престиж высшего образования в Китае сегодня очень высок, конкурсы даже на платные места весьма велики. Впрочем, для талантливых студентов из малообеспеченных семей существует система государственных поощрительных стипендий. Кроме того, студенту могут предоставить возможность подработать в свободное от учебы время. В некоторых случаях китайского студента могут вообще освободить от платы за обучение. Есть в этой стране и образовательные кредиты, причем государство берет на себя половину от общей суммы за счет субсидий банкам. Кредитами пользуется около 12% студентов. Понятно, что образование - это привилегия, за которую человек должен быть готов заплатить. Но ведь само общество в первую очередь заинтересовано в том, чтобы отбор будущих специалистов проходил не только по материальному признаку, но также по наличию ума и таланта. Значит, нашему государству придется или создавать условия, при которых богатыми будут все, или помогать тем, у кого нет возможности оплачивать свою учебу. Источник информации "Известия" о новостях науки, техники и образования Выпуск от 24/01/2011 МИНЕРАЛЬНЫЙ БАЛАНС: КАК ВОСПОЛНИТЬ НЕДОСТАЮЩИЙ КАЛЬЦИЙ В ОРГАНИЗМЕВалерий ПЕРЕДЕРИН, врач На долю кальция, главного материала костной ткани человека, приходится 2% всей массы тела. Например, если она составляет 60 кг, то кальция в ней - 1,2 кг (!), и 99% его находится в костях и зубах, а остальное в плазме крови в виде катионов, без которых не будут функционировать клеточные мембраны, не возникнет нервно-мышечное возбуждение, нервы утратят способность проводить импульсы, а многочисленные ферментативные реакции организма окажутся на нулевой отметке.Учет кальция в плазме крови идет по общему состоянию (его нормальные показатели 8,5- 10,3 мг%) и по ионизированному (4,2-5 мг%). Излишки выделяются с мочой, это около 50-150 мг за сутки. Норма потребления минерала для взрослого составляет 800 мг, пожилым - до 1000 мг, беременным и кормящим матерям 1200 мг. Для детей до трех месяцев - 400 мг, до четырех-шести месяцев - 500 мг, от года до трех лет - 800 мг, семидесяти лет - 1100 мг и четырнадцати-семнадцати лет - 1200 мг. Снижение уровня кальция связано с удалением щитовидной железы, дефицитом витамина D, воспалениями поджелудочной железы, нарушениями всасывающей функции кишечника, желтухой, повышенным потоотделением, а у детей - с интенсивным ростом, у беременных - за счет отдачи минерала плоду. Кормящая мать за сутки теряет с молоком 150-300 мг кальция. Коррекция недостатка проводится врачом по результатам измерения минеральной плотности костей. Она исчисляется в стандартных отклонениях (SD) и в норме составляет 1 SD. Если снижение более единицы, но менее 2,5 SD, то говорят об остеопении. Остеопороз костей начинается ниже этой цифры, а если приплюсовать один или несколько предшествующих переломов - это будет тяжелая степень остеопороза. Остеопения - еще не остеопороз, но переломы чаще всего бывают при ней. Поэтому необходимо как можно раньше восполнить недостающий кальций в организме. До 30% россиян живут с дефицитом алиментарного (пищевого) кальция из-за того, что за последние десятилетия произошло качественное изменение рациона питания. На смену натуральным продуктам пришли искусственные и рафинированные, вал которых неудержимо растет. Кальций - один из трудно усвояемых минералов. В продуктах питания он находится или в плохо растворимых в воде соединениях, или вообще нерастворимых. Природа предусмотрела такой вариант, и чтобы не оставить человека без необходимого минерала, дала ему желчные кислоты, которые вырабатывает печень. В процессе пищеварения они переводят нерастворимый кальций в растворимый, который всасывается в верхнем отделе тонкого кишечника (от 10 до 40%). Если человек страдает гастритом с пониженной кислотностью, энтеритом, заболеваниями печени и поджелудочной железы, то процент усвоения минерала значительно снижается. Это зависит и от соотношения в пище кальция к магнию и фосфору - катализаторов всасывания. Оптимальным считается соотношение кальция и магния 1:0,6. (В хлебе, мясе и картофеле это соотношение 1:2, в молоке 1:0,1, в твороге 1:0,15, треске 1:0,6. Самое высокое и невыгодное соотношение во фруктах и овощах - 1:4,5.) Баланс минерального состава костей поддерживается витаминами D и К, а также железом, цинком, марганцем, медью, которые содержатся в морской капусте, мясе, яйцах, отрубях, пивных дрожжах, бобовых, орехах, цельном зерне, сухофруктах, зелени. Витамин D синтезируется в организме под действием солнца. Пополняется недостаток масляным раствором или рыбьим жиром. Способствует выработке витамина непродолжительное пребывание под солнцем или облучение кварцем. Тормозят усвоение минерала картофель, щавель, сладости, копчености, крепкий кофе, табак, алкоголь, напитки типа кока-колы, жирная пища, шпинат, а также длительный прием преднизолона, неробола, с помощью которых культуристы "накачивают" мышечную массу. Важен набор продуктов и при остеопении. Кальций хорошо усваивается из продуктов животного происхождения, затем из молочных и морепродуктов. На последнем месте стоит растительная пища. В твердых сырах кальция содержится 600 мг, в плавленых - 300, в сардинах в масле - 420, в капусте - 210, в молоке, креветках и черном хлебе - 100, луке порее - 92, в твороге и сметане по 90, сухофруктах - 80, в черном шоколаде - 60, в свежей сельди - 50, бананах - 26, в мясе - 10 мг. Для коррекции кальция используются минеральные воды. В "Боржоми" от 20 до 150 мг/л кальция, а в "Нарзане" 300-500 мг/дм3. Будьте внимательными при покупке минеральных вод. Менее всего подделок в стеклянных фирменных бутылках, на которых указаны все атрибуты содержимого и источника. Популярный в народе порошок яичной скорлупы практически не усваивается, но если его смешать с порошком слизистой куриных желудков и тонкого среза мышц, то усвоение пойдет активнее. Из смеси равных количеств порошков возьмите половину чайной ложки и принимайте утром и вечером, запивая семидневным настоем чайного гриба или настоем чаги в течение 3-4 месяцев. Усиливает всасывание кальция и яблочный уксус, принимаемый по 1 столовой ложке до еды. В настоящее время предлагается множество пищевых добавок, содержащих кальций, но не все они эффективны, как обещает реклама. Сертификат - это не показатель качества товара, а разрешение на реализацию. Без консультации врача не стоит применять добавки и кальцийсодержащие препараты, чтобы не причинить вреда здоровью. Например, популярный "Кальций Д3" противопоказан при избытке минерала и витамина D в организме, некоторых видах опухолей, мочекаменной болезни и у лежачих больных с переломами. В этом случае идет интенсивный выход кальция из костей в кровь, и дополнительное поступление будет нежелательным. Тем более что почкам будет не под силу вывести лишнее, и в них будут образовываться камни. Профилактика остеопении начинается с подсчета факторов риска. К ним относятся переломы у родственников первой степени родства (брат, сестра), курение, алкоголь, дефицит или избыток массы тела, прием женщинами оральных контрацептивов, а также низкая двигательная активность, длительный недостаток в пище кальция и витамина D, перенесенные инсульты с остаточными головокружениями, снижение зрения, заболевания суставов нижних конечностей и даже скользкие ванны и полы на кухне. Если наберется два или три фактора, то посоветуйтесь с врачом и принимайте дополнительный кальций в дозе 1200-1500 мг в сутки. Такие же дозы рекомендуются мужчинам старше 65 лет и женщинам в менопаузе. Адекватные по весу тела физические нагрузки, например прогулки, способствуют уплотнению костей, особенно позвоночника. Гуляйте хотя бы по 2-4 часа в неделю. Соблюдая двигательный режим и обходя факторы риска, можно избежать встречи с травматологом! Источник: "Экология и жизнь" Источник информации "Известия" о новостях науки, техники и образования Выпуск от 17/01/2011м ООН объявил 2011 год годом ХимииДата публикации: 23:09 29/12/2010 "Сама последовательность этих международных праздников науки красноречиво говорит о её важной роли для нашего понимания окружающего мира, его стабильности и развития. Эта последовательность также отражает готовность международного сообщества вкладывать в научные исследования значительные средства. Наконец, она подчёркивает роль ЮНЕСКО как единственного учреждения системы ООН, наделённого специальным мандатом в области науки", - говорится в послании Боковой. Ирина Бокова напомнила о том, что сделано было ЮНЕСКО в 2010 году для в качестве поддержания биоразнообразия: это и конференции, и передвижные выставки, также тема биоразнообразия с подачи ЮНЕСКО нашло своё отображение и в культуре. Отдельно Бокова отметила результаты 10-го совещания участников Конвенции о биологическом разнообразии, состоявшейся в Нагое, Япония в октябре 2010 года. На совещании был принят новый стратегический план на 10 лет, а также новый международный протокол регулирования доступа к генетическим ресурсам и их совместного использования на справедливой основе. Кроме того на своей 185-й сессии, состоявшейся в октябре 2010 года, Исполнительный совет ЮНЕСКО принял решение о разработке масштабной программы сохранения биоразнообразия, в частности, за счёт расширения программы "Человек и биосфера" (МАБ). Эта новаторская программа, созданная в начале 70-х годов, заложила основы того, что мы сегодня называем "устойчивым развитием", говорит Бокова. "Проведение Международного года химии придаст новый импульс нашим планам в области науки, а они обширны. В нашей повседневной жизни мы постоянно сталкиваемся с химией - в потребляемых нами пищевых продуктах, одежде, которую мы носим, в энергии, которую мы используем. Как и биоразнообразие, химия стала частью этого "молчаливого окружения", зачастую неосознанного, которое нам надо лучше понять", - сказал генеральный директор ЮНЕСКО. По инициативе Эфиопии, ООН провозгласила 2011 год Международным годом химии (МГХ 2011) и возложила на ЮНЕСКО ответственность за его проведение. Бокова от лица коллектива ЮНЕСКО заявила, что воспользуется предоставленной возможностью, чтобы удвоить усилия в сферах нашей деятельности, включая научное сотрудничество и дипломатию, укрепление научно-исследовательского потенциала государств и качественное научного образования для всех. "Отмечаемое в 2011 году столетие присуждения Нобелевской премии по химии Марии Кюри представляет нам идеальный момент, чтобы воздать должное и содействовать достижениям женщин в науке", - сказала она. "Как, например, создать "зелёную химию", служащую интересам устойчивого развития? Открытия в области химии могут помочь нам в решении проблем глобального изменения климата, при разработке альтернативных источников энергии. Химия может также способствовать облегчению доступа к источникам чистой воды - вопрос, от решения которого во многом зависит будущее стабильности во многих регионах", - отметила Бокова. "Как сделать, чтобы плоды химии стали всеобщими? Наука и химия, в частности, затрагивают нас всех. Они не должны оставаться исключительно прерогативой экспертов. Следует улучшить и ускорить образование специалистов в этой области, начать уже сейчас подготовку химиков для завтрашнего дня, предоставить каждому возможность понять химические процессы и оценить их воздействия. Создание общества знаний начинается именно с этих шагов. Мы должны дать каждой девочке и каждому мальчику реальную возможность быть к этому причастными", - уверена Бокова. Источник информации Яндекс.Подписка на новости: химические новости 2011 год - Международный Год ХимииОпубликовано ssu-filippov в 30 декабря, 2010 - 00:54![]() ООН провозгласила наступающий 2011 год Международным Годом Химии. Эта дает возможность химикам всего мира рассказать о богатой истории и успехах нашей науки самой широкой аудитории, объяснив, как химия может решить глобальные проблемы, с которыми человечество сталкивается сейчас и может столкнуться в будущем. Одна из исторических причин того, именно 2011 год назван годом химии та, что в наступающем году будет праздноваться столетие присуждение Нобелевской Премии по химии Мари Кюри за открытие и исследование полония и радия. Эта Нобелевская Премия была второй из полученных Мари Кюри премий - первую свою Нобелевскую Премию (по физике), которой она была удостоена за работы в области радиоактивности, она в 1903 году разделила с супругом Пьером Кюри и Генри Беккерелем. В настоящее время Мари Кюри входит в четверку выдающихся ученых, дважды получивших Нобелевские Премии. Еще трое дважды лауреатов Нобелевской Премии - Лайнус Полинг (1954 - химия, 1962 - мир), Джон Бардин (1956, 1972 - обе по физике) и Фред Сангер (1958, 1980 - обе по химии). Достижения Мари Кюри являются экстраординарными еще и потому, что они были сделаны во время, когда свобода и независимость женщин, мягко говоря, не поощрялись. Несомненно, в наше время женщины, работающие в науке, сталкиваются с меньшим количеством проблем и барьеров, но показательным является тот факт, что с 1901 года Нобелевскую Премию по физике получила лишь одна женщина и лишь три - Нобелевские Премии по химии (одна из них дочь Мари Кюри - Ирен Жолио Кюри). Помимо празднования юбилея Нобелевской Премии Мари Кюри по химии организаторы Международного Года Химии планируют провести в 2011 еще большое количество мероприятий. Главная цель этих мероприятий - повысить интерес общественности к химии и показать, как химия может решить ряд проблем, с которыми человечество сталкивается в настоящее время. Очевидно, что достижение этих целей должно достигаться за счет интенсивной пропаганды современных достижений химии и увеличения качества химического образования - понять, как химия решает многие актуальные проблемы современности, можно только придя к пониманию того, чем химия является в наши дни. Организаторы поясняют, что такая задача в наши дни проще формулируется, чем решается - хемофобия, вызванная чрезвычайно некачественным освещением химических процессов и достижений в прессе, искажением фактов, увы, является характерной чертой современного общества. Организаторы полагают, что Международный год химии должен способствовать преодолению устоявшегося мнения "Химия - это плохо". Целью Международного года химии являются также повышение интереса к химии молодых людей и привлечение их к активному научному творчеству в рамках этой. Обе этих задачи связаны в первую очередь с будущим химической науки - в химии может быть сделано еще большое количество открытий, и судьба этих открытий именно в руках молодежи. Организаторы Международного Года Химии выделяют две главных области развития современной химии, которые будут пропагандироваться в 2011 году - молекулярная медицина и разработка новых материалов. Разработки в этих направлениях одни из самых важных для современного общества, и осуществляются именно в химических лабораториях. Пропаганда достижений именно в этих областях позволит показать широкой аудитории значение химических знаний для современного общества и возможности современной химической науки. Источник информации Яндекс.Подписка на новости: химические новости "ГИПЕРБОЛОИД ШУХОВА" ОТРЕСТАВРИРУЮТНаталья ДАВЫДОВА В ближайшие три года из федерального бюджета будет выделено 135 миллионов рублей на реконструкцию знаменитой радиобашни Шухова на Шаболовке. Об этом, как сообщает РИА Новости, распорядился председатель правительства РФ Владимир Путин.В 2011 году на реконструкцию радиобашни будет направлено до 10,5 миллиона рублей, в 2012-м - до 69,18, в 2013-м - 55,32 миллиона. Госзаказчиком определено Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям, застройщиком - ФГУП "Российская телевизионная и радиовещательная сеть". Знаменитая "Шуховская радиобашня" - самое известное из творений русского инженера Владимира Шухова - давно признана всем миром одним из самых красивых и выдающихся достижений инженерной мысли. Ее конструкция стала развитием разработок стальных сетчатых оболочек - самых изящных из знаменитых изобретений Шухова, который первым в мире использовал их в виде висячих перекрытий и гиперболоидных башен. Благодаря своей "воздушности" радиобашня на Шаболовке испытывает минимальную ветровую нагрузку, представляющую главную опасность для высотных сооружений. Ажурная стальная конструкция сочетает в себе прочность и легкость: на единицу высоты Шуховской башни было израсходовано в три раза меньше металла, чем на единицу высоты Эйфелевой башни в Париже. О том, что башня нуждается в серьезной реставрации, громко заговорили еще в 2007 году, когда ей исполнилось 85 лет. Фонд "Шуховская башня", руководимый правнуком великого инженера Владимиром Федоровичем Шуховым, выступил за комплексную реконструкцию территории, прилегающей к башне на Шаболовке. В марте 2010-го британский архитектор Норман Фостер написал открытое письмо, в котором констатировал, что башня разрушается, и требовал восстановить ее в первоначальном виде. Источник информации "Известия" о новостях науки, техники и образования Выпуск от 13/01/2011 УЧЕНЫЕ ПОДСЧИТАЛИ "СРОКИ ЖИЗНИ" ЭЙФЕЛЕВОЙ БАШНИСпециалисты Технического центра исследований для механической промышленности с помощью компьютерного моделирования определили, насколько устойчив главный символ Парижа - Эйфелева башня. Как уточняет "Компьюлента", данное исследование было проведено по заказу компании, управляющей достопримечательностью.Творение инженера Гюстава Эйфеля высится на Марсовом поле уже более 120 лет - его создавали ко Всемирной выставке 1889 года. Башня должна была простоять всего 20 лет, но потом на конструкцию поместили антенны радиосвязи. Ученые выполнили компьютерную модель Эйфелевой башни из 18 000 составных элементов. Затем была вычислена нагрузка, действующая на 3D-модель сооружения в вертикальном и горизонтальном направлениях, причём при любых погодных условиях. При вычислениях необходимо было учитывать не только оригинальную конструкцию весом около 8,5 тыс. тонн, но и более поздние добавления в виде ресторанов, лифтов и телевизионных антенн, весящие еще около 3 тыс. тонн. Дополнительную проблему создало пудлинговое железо, которое является основным материалом башни. Поскольку этот способ промышленного производства железа давно устарел, специалистам пришлось провести отдельные механические и химические тесты, а также покопаться в чертежах Гюстава Эйфеля. В результате удалось установить, что наибольшую опасность для башни представляет высокая температура: обращённая к Солнцу сторона расширяется и отклоняется. А вот воздушные потоки для неё безопасны, поскольку благодаря особенностям конструкции она не качается даже при ураганных ветрах. Специалисты уверены, что Эйфелева башня простоит еще два-три столетия, причем, устойчивость конструкции не нарушит даже двойное увеличение веса. Источник информации "Известия" о новостях науки, техники и образования Выпуск от 13/01/2011 КАК ПОВЫСИТЬ ЭФФЕКТИВНОСТЬ СОЛНЕЧНЫХ БАТАРЕЙ: ИЗОБРЕТЕНИЕ РОССИЙСКИХ УЧЕНЫХИспользование солнечной энергии - важнейшая задача современной альтернативной энергетики. Новые типы батарей появляются регулярно и быстро находят применение. Большинство лабораторий сегодня работает над повышением КПД солнечных батарей - от достигнутых 20 до теоретически ожидаемых 30 процентов. Российские учёные подошли к вопросу с другой стороны: КПД батареи из мультикристаллического кремния, предложенной ими, не больше, чем у других батарей, но зато её производство обходится значительно дешевле.Большинство солнечных батарей на данный момент изготавливается на основе кремния. Максимальный коэффициент полезного действия достигается при использовании чистого, монокристаллического кремния. Но процесс его получения чрезвычайно трудоемок и требует особого внимания к соблюдению требуемых условий роста кристалла. Гораздо легче изготовить мультикристаллический кремний - материал, в силу некоторых случайных факторов составленный из различных монокристаллических решеток кремния. Экспериментальные образцы на его основе также показывают хорошие результаты эффективности - порядка 15 процентов. При этом такую батарею намного проще изготовить, а значит, ее цена оказывается ниже. Учёные из НИИ ядерной физики им. Д.В. Скобельцына МГУ и научно-производственной фирмы "Кварк" впервые получили солнечные элементы конструкции LGCell из мультикристаллического неструктурированного кремния. Эффективность экспериментальных образцов составила 15, 9 процентов. Работа выполнена при поддержке Министерства образования и науки РФ и Российского фонда фундаментальных исследований и опубликована в журнале "Физика и техника полупроводников". В основе действия всех фотоэлементов лежит хорошо известное явление фотоэффекта - испускания веществом электронов под воздействием света. Конструктивно же солнечные элементы состоят из двух частей: полупроводниковой структуры, в которой происходит это выделение электронов, и токособирающей системы. В солнечной батарее пластины мультикристаллического кремния дополнительно легируются атомами фосфора и бора. Это создает в полупроводнике области различных типов проводимости. В одной из них ток обеспечивается электронами, в другой вакансиями электронов, так называемыми дырками. Именно на контакте этих двух областей и наблюдается высокоинтенсивный фотоэффект. Поверхность полупроводниковой структуры покрывается специальным проводящим оксидом, уже на поверхность которого прикрепляется медная контактная сетка для снятия тока - в этом отличительная черта новой технологии LGCell. Геннадий Унтила и его коллеги изготовили экспериментальные образцы фотоэлементов конструкции LGCell, а также подробно исследовали процесс их обработки атомарным водородом. Как предположили и затем доказали учёные, такая обработка приводит к относительному упорядочению структуры мультикристалического кремния и увеличивает эффективность батарей. Но основе полученных полупроводниковых пластин были созданы экспериментальные образцы солнечных элементов. В первых испытаниях учёные выяснили, что КПД батареи снижается при освещении коротковолновым светом (около 300 нм). Они предположили, что этот провал связан со структурой поверхностного слоя батареи, и продемонстрировали, что химическое травление поверхности приводит к значительному росту эффективности фотоэлемента. После проведенных усовершенствований показатель фотоэффективности полученных структур LGCell достиг значения в 15,9 %, что не уступает мировому уровню 16,1 % в сопоставимом классе солнечных элементов. Об этом сообщает Информнаука. Источник информации "Известия" о новостях науки, техники и образования Выпуск от 14/01/2011 НАИБОЛЕЕ ОДИОЗНЫЕ "ОТКРЫТИЯ" 2010 ГОДА, ОТНОСЯЩИЕСЯ К СФЕРЕ ЛЖЕНАУКИПётр ОБРАЗЦОВ В предновогодних номерах "Московской недели" мы уже обсуждали самые интересные открытия 2010 года, а также самые интересные ожидавшиеся, но несостоявшиеся открытия. Осталось поговорить о наиболее одиозных "открытиях", относящихся к сфере не науки, а лженауки. Чемпионом в этой области является Виктор Петрик, называющий себя изобретателем. Кавычек не ставим - это не мы причислили Петрика к коллегам Эдисона и Калашникова.Хорошо известно, что претендующие на звание изобретений устройства Петрика еще весной были отвергнуты специальной комиссией Российской академии наук. В конце года от него открестилась и "Единая Россия", с руководством которой Петрик сговорился было запустить программу установки своих фильтров на все водопроводные краны России. Зато после присуждения Нобелевской премии Гейму и Новосёлову за открытие графена (двумерной формы углерода) неутомимый Петрик объявил о похищении премии именно у него, поскольку автором графена является на самом деле он. В доказательство приводились результаты анализа нагретого им графита, в котором, действительно, вполне могут содержаться и микроскопические чешуйки графена. Однако ни выделены, ни исследованы, ни даже названы эти чешуйки Петриком, конечно, не были. Он и узнал-то про графен после присуждения премии. Я, например, подозреваю, что в таком разогретом карандашном графите могут со временем найти и какие-нибудь другие формы углерода. Буквы "и", "т", "н" и "е" уже заняты, назовем новое вещество "графюк". Но, честное слово, после обнаружения кем-нибудь моего графюка я не буду претендовать на авторство открытия. Следующим по степени абсурдности после "петрикгейта" следует признать историю с гравицапой НИИ космических систем. Об этом двигателе для космических аппаратов мы сообщали еще в начале прошлого года (12.02.2010). Анекдотическое название гравицапа дали ему сами изобретатели, видимо, всерьез отнесшиеся к летающей чугунной банке из знаменитой "Кин-дза-дзы". Из сообщений представителей НИИ следовало, что им удалось создать двигатель без выброса продуктов горения и не отталкивающийся от чего-либо, т.е. нарушающий школьный закон сохранения импульса. Ранее такой вариант перемещения в пространстве продемонстрировал Мюнхгаузен, вытащивший себя за волосы вместе с лошадью из болота. Причем скорость движения гравицапы в космосе ее авторы называют бесконечной, не стесняясь известного предела - скорости света. Работа над мюнхдвигателем продолжается. Оба примера относятся к российской действительности. Справедливости ради отметим, что за границей завиральных идей не меньше. Например, анализ публикаций в журнале американского Национального института здоровья показал, что именно американские исследователи чаще других фальсифицируют результаты. И количество астрологических объявлений в США превысило 1 млн именно в 2010 году. Источник информации "Известия" о новостях науки, техники и образования Выпуск от 14/01/2011 |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |