Веселая химия
Антология химических элементов, или СТИХОХИМИЯ
В.В. Бакакин
ЩЕЛОЧНОЗЕМЕЛЬНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ
№38. СТРОНЦИЙ - Sr
СМОТРИТЕ: Периодическую систему химических элементов
Выборка, посвященная трагической "Чернобыльской дате"(26 апреля 1986 г.)
"Металл красных огней" - так назвал стронций академик А.Е. Ферсман в "Занимательной геохимии". Но это было в ее "довоенном" издании. До середины 40-х годов двадцатого века стронций был прежде всего металлом фейерверков, потех и салютов. Атомный век заставил взглянуть на него как на серьезную угрозу всему живому на Земле.
Массовую популярность стронций приобрел благодаря долгоживущему радиоактивному изотопу 90Sr, образующемуся при делении урана. Попадая в организм, стронций-90 поражает костную ткань и, самое главное, особо чувствительный к действию радиации костный мозг. В результате развиваются смертельно опасные рак костей и лейкемия. Кроме радиоактивной пыли, возникающей после ядерных взрывов и разносимой ветром на большие расстояния, источниками заражения могут быть питьевая вода, растительная и молочная пища.
Такие сведения много десятилетий активно муссировались средствами массовой информации. Естественно, что поэты их использовали. По этой причине "стихохимическому" стронцию, можно сказать, сильно повезло.
Отметим, что у многих поэтов (в коллекции автора их около десятка) стронций возникает благодаря фонической рифмованной паре "Солнце - стронций". Например:
Наблюдаются взрывы на Солнце,
На Земле распадается стронций,
Белый свет превращая в погост.
Николай Старшинов
Или у Анатолия Софронова (1969): "На руки! На! Тяни меня под солнце! // <…> Я жив еще! //Меня не тронул стронций!"
У Льва Щеглова стронций более конкретен, но тоже пока в связи с Солнцем: "Солнце стронций-девяносто // запускает под ребро."
Более ранние строки, но уже несущие информацию об одном из биологических воздействий радиоактивного стронция, у Александра Яшина (1968):
"Может, начало зла // было в безмерном росте: // к небу вознесено // стронцием-90 // дерево облучено?"
Еще одну ипостась стронция, правда, пока метафорически и не очень корректно в биологическом плане, использует Давид Самойлов:
Как забывается дурное!
А память о счастливом дне,
Как излученье роковое
Накапливается во мне.
Накапливается, как стронций
В крови. И жжет меня дотла -
Лицо, улыбка, листья, солнце.
О горе! Я не помню зла!
Пример использования поэтами химических терминов в примитивистском понимании, бросающемся в глаза в результате их суперконцентрации, имеем у Г. Умывакина (1987):
Из нашей Земли сделав склад водородный,
Давно не озоном, а стронцием дышим.
Ностальгические мотивы о доядерных, "безстронциевых" временах звучат у Семена Кирсанова 50-х годов:
Было ж солнце как солнце,
Луна как луна!
Ни плутоний, ни стронций
Не трогали сна…
То же у Людмилы Щипахиной (уже в конце 80-х):
Когда Адам пахал, а Ева пряла,
Не был ли мир подобьем идеала?
Побег лозы у скромного порога.
Над головой - ни стронция, ни смога.
Наверное, многим памятен "стронций" из популярной в шестидесятых годах песенки Александра Галича:
И лечусь "столичною" лично я,
Чтобы мне с ума не стронуться.
Истопник сказал, что "столичная"
Очень хороша от стронция.
Петр Кошель в стихотворении с посвящением "Дочерям" ("День поэзии - 1984") так живописует мысленную концлагерную сценку, если на земле "случится самая главная беда":
С номерами на рваной одежке,
горький строй пятилетних калек,
и напоенный стронцием дождик
ваши слезы смывает навек.
А это написанные буквально на грани "до" и "после" Чернобыля строки Владимира Цыбина (из сборника "День поэзии - 1986", сданного в набор 11.06.86). В них стронций еще продукт ядерно-бомбовой угрозы, а дождь символ мирного и чистого неба:
Из дней грядущих слышатся шаги.
Жива земля и люди на земле.
Там - зеленя, попавшие под дождь,
не мертвая от стронция зола,
а звонкая от тысячи подошв,
спасенная для правнуков земля.
Послечернобыльскую стихохимию стронция начнем фрагментом из
"Чернобыльских катаклизмов" Феликса Мыслицкого:
И вспыхнул взрыв, и подскочили сны,
Упала ночь в осколках тишины <…>
Потом в церкoвке раненой, где вдруг
Кричал и хлопал крыльями испуг,
Я стронцием дышал и жил Тобой,
Молясь и каясь в тишине святой…
Вот как предметно, по свежим следам отразил это Владимир Корнилов:
А в Чернобыле теплынь,
Воздвигается могильник.
По шоссе везут бетон,
Щебень, трубы для азота.
Тут работа на п о т о м
И на двести лет забота.
И далее:
Не имея облика-
Только габарит,
Над страною облако
Странное парит.
Прет куда понравится
Вдоль озер и рощ,
Соблюдая равенство,
Льет на землю дождь.
Не урежет порции.
Всем - един заказ,
Чем уж чем, а стронцием,
Не обделит нас.
Четырежды термин "стронций" использован живущим в Белоруссии Михаилом Шелеховым, причем с отличными метафорами:
А вокруг огороды буянят,
Разбухая, как зад, от заноз.
И задумчиво вносят крестьяне
Жирный стронций, как свежий навоз.
Выращивал Чехов прекрасный крыжовник
И нам завещал огород…
Но Господи Боже! Там стронций садовник,
Там череп на ветке растет.
По закону внутренней свободы
Над планетой - мутные погоды.
И опять - на добрых недород.
По закону - носим стронций в легких,
И торгуют луком бабы-йоги,
И звезды не помнит звездочет.
Не расщепить ножом зубов в отчаянной улыбке!
Сама не спит - и не дает другим Россия спать,
Когда на вражескую рать садовые улитки,
Пьяны от стронция, как смерч, выходят побеждать.
А это уже "тихие строки" 1988-го года Михаила Дудина:
Отвергнутая богом
В пучине гиблых мест,
Жизнь еле дышит смогом
И тихо стронций ест.
Подобные философически-спокойные строки у И. Знаменской (1989):
Зимою мы наедине с собою:
Со стронцием, пародонтозом, ржавой
Водой из труб, с мечтою голубою,
Исподнею, с тяжелою державой.
Вот своеобразное (и не очень умелое) отражение События Натальей Лясковской в стихотворении с характерным названием "Экзистенциальное":
Люблю момент, когда реактор треснет!
Страсть как полезен стронций для души!
Ну прямо хоть садись, стихи пиши.
Жаль, что ни рук, ни ног уж нет на месте.
А это строки мастера - Юрия Левитанского, о послечернобыльском вороне, питающемся, как известно, падалью:
Он надеется на стронций,
ставку делает на стронций,
что меня отправит в ад.
Далеко он чует дивный
запах радиоактивный,
предвещающий распад.
Игорь Шкляревский в цикле стихотворений "Глаза воды", перевоплощаясь в "сиротливую малую реку", пишет:
Буду молча бродить по корням,
по корявым ольховым ветвям,
растекаться болотами и возвращаться
в печальную Припять,
буду стронций затягивать илом
и песок намывать на песок…
Те же "речные" мотивы у Олега Дмитриева:
Тяжко рекам, смиренным, ранимым, -
У иных даже стронций в крови.
Закончим метафорическим использованием стронция Владимиром Буричем в стихотворении о человеке-обывателе (1994):
* * *
Я болен - и не знаю, где спасенье,
зло настигает и разит, как стронций.
Я болен- у меня землетрясенье.
Я болен - у меня затменье солнца…
Борис Рахманин, ЛГ. №21. 2003.
Лев Куклин:
Люблю художников! Их азбуку люблю, -
Как литеры тяжелого набора,
Названья красок масляных ловлю,
Сверкнувшие во время разговора.
…Сияет их берлинская лазурь.
Кармин.
Читать дальше >>>
Стихохимия: оглавление
Содержание раздела "Веселая химия"