Заглавная |
Задания для самостоятельной подготовки
1. При смешивании двух веществ, особенно жидких, можно наблюдать два эффекта: 2. Включают ли понятия о разбавленных и концентрированных растворах строгую количественную характеристику? 3. Какое представление о количестве растворяемого вещества дает понятие о насыщенном растворе? Свяжите понятия о насыщенном растворе и растворимости вещества. Укажите, можно ли приготовить раствор, который является одновременно: 4. Как Вы считаете, может ли при T = const находиться в контакте с кристаллами вещества его водный раствор: а) насыщенный, б) ненасыщенный, в) пересыщенный? 5. В прописи синтеза некоторого вещества сказано: "Приготовьте 10%-й водный раствор такой-то соли". Какие условия приготовления раствора не указаны в этой прописи? Какой способ выражения состава раствора здесь использован? Приведите его математическое определение. 6. Приготовлен 0,1М раствор хлорида калия при T = const. Можно ли приготовить такой раствор для любой соли? Ответ аргументируйте справочными данными. Приведите математическое определение указанного способа выражения состава раствора. 7. При некоторой температуре приготовлен насыщенный раствор некоторой соли с концентрацией, большей 1 моль/л. Укажите, можно ли взять любую соль для приготовления такого раствора. При ответе используйте справочные данные. 8. Приготовлены два насыщенных раствора одной и той же соли при температуре T1 с концентрацией c1 и при температуре T2 ( > T1) с концентрацией c2 ( > c1). Как Вы считаете, можно ли для этой цели взять любую соль? При ответе используйте справочные данные. 9. Что произойдет при добавлении к насыщенному и ненасыщенному водному раствору соли (T = const) некоторого количества: а) воды, б) соли? Ответ поясните, используя графическую зависимость равновесной молярной концентрации соли в насыщенном растворе от температуры. 10. При постоянной температуре в вакууме из ненасыщенного раствора соли постепенно испаряют воду. Каким станет раствор в некоторый момент опыта и как это будет замечено визуально? 11. Насыщенный при некоторой температуре раствор нитрата калия в одном стакане нагревают, а в другом - охлаждают. Аналогичным образом проводят опыт с насыщенным раствором сульфата лития. Какие растворы получатся в результате этих операций? 12. Как приготовить насыщенный и пересыщенный растворы некоторого вещества? Укажите возможные способы взаимного превращения одного раствора в другой. 13. Требуется приготовить метастабильный пересыщенный водный раствор соли, растворимость которой увеличивается при нагревании. Предложите способы приготовления такого раствора из исходных веществ - соли и воды; укажите последовательность лабораторных операций. 14. В метастабильный пересыщенный раствор некоторой соли вводят затравку (кристаллик той же соли). Что при этом произойдет? Какой раствор получится после окончания опыта? 15. Необходимо очистить от растворимых примесей методом перекристаллизации образцы двух солей, растворимость которых при нагревании: а) увеличивается, б) уменьшается. Составьте краткие методики очистки. 16. Проводя очистку некоторой соли методом перекристаллизации из раствора, студент на последней стадии работы провел промывание кристаллов на фильтре чистой водой. Произошло растворение, и очищенный продукт попал в маточный раствор. Как следует поступить студенту, чтобы исправить допущенную оплошность, т.е. выделить вещество из маточного раствора? 17. Рассчитайте для чистой воды следующие ее характеристики: 18. При постоянном давлении нагревание ведет к уменьшению растворимости газов в воде. Приведите все возможные доводы в пользу этого (правильного) утверждения. 19. Составьте уравнения электролитической диссоциации следующих безводных солей (цифра в скобках указывает число молекул воды в первой зоне гидратации катионов): 20. По коэффициенту растворимости ks при разных температурах установите теоретическую возможность проведения перекристаллизации веществ охлаждением горячих насыщенных растворов: 21. Составьте уравнение фазового равновесия в насыщенном растворе: 22. Составьте уравнение фазового равновесия в насыщенном растворе иодида свинца(II). Приведите название, значение и выражение (по закону действующих масс) для константы этого равновесия. Используя справочные данные, укажите, сместится ли фазовое равновесие (и если "да", то в какую сторону) при добавлении: а) сульфида калия; б) иодида калия. Изменится ли масса осадка при этих воздействиях? 23. Составьте уравнение фазового равновесия в насыщенном растворе хромата бария. Приведите название, значение и выражение (по закону действующих масс) для константы этого равновесия. Используя справочные данные, укажите, сместится ли фазовое равновесие (и если "да", то в какую сторону) при добавлении: а) хромата калия; б) хлорида бария. Изменится ли масса осадка при этих воздействиях? 24. Указанные пары веществ имеют одинаковые значения ПР (при T = const): 25. Приготовлены (при T = const) насыщенные водные растворы солей CaSO4, SrSO4, BaSO4 и RaSO4. Руководствуясь справочными данными (для RaSO4 данные следует получить методом экстраполяции), определите, в растворе какой соли молярная концентрация катионов будет выше. 26. Не проводя вычислений, расположите вещества каждого набора в порядке увеличения их растворимости в воде: 27. Не проводя вычислений, расположите вещества каждого набора в порядке уменьшения их растворимости (моль/л): 28. Укажите, осадок какого вещества появится вначале при добавлении (по каплям) раствора первого вещества к раствору смеси второго и третьего вещества каждого набора (концентрации второго и третьего веществ в растворе примерно равны): 29. Смешали равные объемы 0,1М растворов веществ: 30. К насыщенным растворам сульфата кальция, масса осадка в которых известна, добавлены растворы следующих веществ: а) карбоната рубидия, б) карбоната кальция (насыщенный раствор), в) сульфата лития. Увеличится ли масса осадка после добавления вторых растворов и если да, то почему? Содержание >>>
|