Учебник Химическая азбука Конспект Практикум Тесты Справочник Приложения


предыдущая глава предыдущая глава следующая глава следующая глава

ХИМИЧЕСКАЯ АЗБУКА

Десятая глава. О веществах, которые встречаются на каждом шагу

Саша давно сделала все уроки и искала, чем бы интересным ей заняться. Она хотела предложить маме поиграть в слова, но та сурово сказала:
– Не мешай мне, пожалуйста, готовиться к лекции.
– А посмотреть можно?
– Конечно.
На столе лежала стопка листов прозрачной пленки, и мама ваткой, смоченной какой-то жидкостью, стирала написанное на них. Запах этой жидкости показался Саше знакомым.
– Что это такое? – спросила она.
– Это спирт. Он очень хорошо растворяет чернила фломастера.
Саша вспомнила, откуда она знает этот запах. Когда у нее болели уши, мама пропитывала компресс такой же жидкостью. Саша и раньше слышала о спирте и знала, что он есть в спиртных напитках. В школе им рассказывали, как в Древнем Риме специально поили рабов вином и водили затем по улице, чтобы молодежь могла видеть, как неприятно выглядит пьяный человек.
Но Саше не надо было отправляться в древние времена. Однажды она увидела еле стоящую на ногах пьяную женщину, и это ужасное зрелище запомнилось ей на всю жизнь.
– По-моему, спирт – это очень опасное вещество, – сказала Саша. – Он может превратить человека в животное...
– Да, спирт опасен, – согласилась мама. – И не только этим. Он хорошо горит и может взрываться. Но все зависит от того, как им пользоваться. Медики, например, прекрасно применяют его для уничтожения микробов и изготовления полезных лекарств. У каждого химического вещества есть свойства и полезные, и вредные для человека. Важно их знать и умело ими пользоваться. А теперь поиграй одна. Я скоро закончу и приду к тебе.
Убрав старые записи, мама стала рисовать на пленках какие-то знаки. Как Саша ни старалась, она ничего не могла понять. «Видно, я еще очень мало знаю из химии», – подумала она.
Освободившись, мама немного поиграла и порисовала с Сашей, а потом попросила помочь ей по хозяйству.
– Зима уже совсем закончилась, давай уберем подальше в шкаф теплые вещи, – предложила она.
Когда все зимние куртки, пальто и шапки были собраны вместе, получилась целая куча. Мама и Саша как можно аккуратнее разложили и развесили их в большом шкафу.
– Ну вот, теперь пусть они лежат здесь до следующей зимы. Как бы только их не попортила моль...
– Бабушка всегда кладет в шкаф с зимней одеждой нафталин, – сказала Саша. – Правда, мне не нравится, как он пахнет.
– Нафталин, конечно, отпугивает моль, – согласилась мама. – Но я тоже не люблю его запах. Кроме того, нафталин вреден для здоровья, а еще портит мех и кожу. Сейчас появилось много новых средств от моли, подберем что-нибудь получше.
Без теплых вещей в прихожей сразу стало намного просторнее.
– Давай еще как-нибудь отметим окончание зимы, – предложила Саша.
– Например, помоем окна! – подхватила мама.
Вообще-то Саша имела в виду не это. Но, взглянув на окна, она согласилась, что за зиму они стали совсем грязными.
– Чем будем мыть? – без большого энтузиазма спросила девочка.
– Стекла хорошо отмываются нашатырным спиртом. У нас есть немного.
– Опять спиртом? – удивилась Саша.
– Это совсем другое вещество. А название «спирт» оно получило за свой запах. Раньше спиртами называли многие летучие и сильно пахнущие вещества.
– Можно его понюхать? Дай мне бутылочку, – попросила Саша.
– Не спеши! Незнакомые вещества нельзя нюхать прямо из бутыли! – остановила ее мама. – Надо вынуть пробку и осторожно ладошкой направить поток воздуха от горлышка к носу.
Мама показала, как это надо делать, и Саша повторила ее действия. Она поняла, что мама не зря предупредила ее. Запах был очень сильный, резкий и неприятный. У нее чуть не перехватило дыхание.
– Если человек теряет сознание, ему дают понюхать нашатырный спирт, и он приходит в себя, – сказала мама.
– Да этот запах мертвого поднимет! – воскликнула Саша.
– Если вещество неприятно пахнет, скорее всего оно опасно для человека, – объяснила мама. – Видимо, так организм пытается защитить себя от вредных веществ. Поэтому, если запах какого-то вещества тебе не нравится, лучше им не пользоваться.
– Тогда не будем мыть окна этим противным веществом, – предложила Саша. – Лучше возьмем стиральный порошок.
Не успела мама и глазом моргнуть, как Саша схватила открытую коробку со стиральным порошком и сунула туда нос.
– Он почти совсем не пах... А-а-а-пчхи!
– Ну что ты делаешь! – вскрикнула мама. – Нет запаха – это еще не значит, что можно делать с веществом все, что угодно! Видишь, порошок раздражает дыхательные пути. Хорошо еще, что он не попал тебе в глаза! Иди умойся, прочисти нос и прополощи горло. И надо быть осторожнее с химическими веществами. Так беспечно себя вести нельзя не только будущим химикам, но и всем детям и взрослым.
Пока Саша приводила себя в порядок, мама налила в таз воды, добавила немного жидкости для мытья посуды и стала протирать окна. Саше она это не доверила. И не потому, что боялась, что дочка пострадает от моющей жидкости, – просто их квартира была на пятом этаже.
Вымытые окна выглядели совсем по-весеннему. Казалось, что в них нет стекол и можно дотронуться рукой до стоящих на улице деревьев. Стало весенним и мамино настроение.
Но, когда она заглянула в прихожую, хорошее настроение начало портиться. Пока она мыла окна, Саша вытащила из шкафа всю обувь и разложила ее на полу.
– Мамочка, не волнуйся, я все уберу. Только найду свои весенние туфли.
Через несколько минут огорченная Саша подошла к маме:
– Смотри, у одной туфли подошва отклеилась! Что же теперь делать?
– Заклеивать, – спокойно ответила мама. – Заодно отремонтируем и мои сапоги. У них отвалился каблук.
– Я знаю, где у папы клей, – вспомнила Саша. – Сейчас принесу!
Вскоре Саша стояла перед мамой с двумя большими тюбиками в руках.
– Вот этот мне больше нравится, – сказала она, протянув маме более яркий тюбик.
– Ну что ты! Это же не клей, а герметик. Им нельзя клеить обувь, – возразила мама.
– Какая разница?
– Герметиком можно заклеивать дырки и щели, например между кафельными плитками. Но он не выдерживает больших нагрузок, а подошва у обуви все время изгибается. Так что давай возьмем не такой красивый, зато более подходящий тюбик, – предложила мама.
– Только ты ремонтируй свой сапог, а я сама приклею подошву, – предложила Саша. – Мне папа рассказывал, как правильно пользоваться этим клеем. Надо сначала все намазать, потом дать высохнуть, потом еще раз намазать, а потом соединить две части. Верно?
– Да. Но ты все же сначала посмотри, как это буду делать я.
Маме казалось, что Саша правильно поняла и запомнила, как нужно клеить. Но первое, что сделала девочка, когда тюбик оказался в ее руках, – выдавила клей на подошву и стала размазывать его пальцем.
– Разве так можно?! – воскликнула мама. – Ведь этот клей специально предназначен для кожи. Сейчас он приклеит и твою кожу!
– Что же делать? – не на шутку испугалась Саша.
Она побежала мыть руки, но клей прочно пристал к пальцу и не отмывался. Не помогали ни мыло, ни щетка.
– Теперь я всю жизнь буду ходить с грязным пальцем? – совсем расстроилась Саша.
– Конечно, ведь это очень хороший клей, – пошутила сначала мама, но, заметив, что дочка уже чуть не плачет, успокоила ее: – Твой палец можно отмыть. Только придется очень долго тереть его щеткой. В следующий раз будь, пожалуйста, повнимательнее.
Когда Сашин палец стал наконец чистым, а подошва была приклеена, мама сказала:
– Возьми свою химическую тетрадь и запиши в нее вещества, которые могут принести вред человеку или природе. Это очень важно. Сегодня ты узнала о них кое-что. И, по правде говоря, мне не очень понравилось, как ты познакомилась с некоторыми опасными веществами. Порой ты мне напоминала непутевого Фантика.
– Не ругай Фантика! Он многого не умеет, зато он добрый и хороший! – вступилась за медвежонка Саша.
– Я и не думала его ругать. Вы оба подрастете, узнаете много нового и станете знатоками не только химии, но и многих других наук! А пока вам еще есть чему поучиться.


Из жизни медвежонка Из жизни медвежонка. История десятая

Саша взяла коробку с карточками и стала откладывать названия опасных веществ. За этим занятием ее и застал Максим.
– Давай напишем еще какие-нибудь вещества, – предложил он, – и распределим их на безопасные и опасные.

7-4.gif (4914 bytes)

– Теперь я буду составлять кроссворд про вредные вещества, – решительно сказал Максим.
– А я – чайнворд про разные вещества! – заявила Саша.

Кроссворд Максима

По свойствам веществ угадай их названия и впиши в кроссворд под номерами 1–6 по горизонтали. Тогда под номером 1 по вертикали ты прочтешь, что у них общего.

Чайнворд Саши

В этом чайнворде – названия веществ, с которыми можно встретиться дома. Подсказки – на картинках.

Вещества к чайнворду

Ответы к чайнворду и кроссворду


предыдущая глава предыдущая глава следующая глава следующая глава

Учебник Химическая азбукаКонспект
ПрактикумТесты СправочникПриложения
©2003 Copyright by alhimik.ru