Учебник Химическая азбука Конспект Практикум Тесты Справочник Приложения


предыдущая глава предыдущая глава следующая глава следующая глава

ХИМИЧЕСКАЯ АЗБУКА

Двенадцатая глава. Химия может быть не только врагом, но и другом природы

Саша пришла из школы немного расстроенная.
– Что-нибудь случилось? – спросила мама.
– Да нет, ничего не случилось. Просто был урок экологии.
– Ну и что?
– Да вот ты все время рассказываешь, какая химия полезная и интересная, а нам сказали, что химия – враг природы, – грустно сказала Саша. – Значит, твоя работа вредит природе.
– Ну что же, давай поговорим об этом подробнее, – предложила мама.
Саша положила портфель и уселась рядом с мамой на диван.
– Почему ты думаешь, что химия – вредная наука? – начала мама с вопроса.
– Химические вещества загрязняют воду, отравляют воздух... – Саша стала пересказывать услышанное в школе.
– А ты знаешь, какая отрасль промышленности – главный загрязнитель природы? – спросила мама.
– В том-то и дело, что химия, – опустив глаза, сказала Саша.
– В том-то и дело, что нет, – возразила мама. – Главный источник загрязнения – энергетика. Для получения тепла и электроэнергии люди сжигают много топлива. При этом выделяется гигантское количество углекислого газа, который нарушает тепловой обмен на Земле. А если топливо было некачественным, то образуются и другие вредные вещества. И химия здесь совершенно не виновата. Наоборот, химики пытаются как-то связать эти отходы и даже превратить их в полезные продукты. Например, если углекислый газ сделать твердым, то получится «сухой лед», который можно использовать для охлаждения.
– А химия на втором месте? – немного повеселела Саша.
– Опять нет, – сказала мама. – На втором месте – металлургия.
– Металлургия – это получение металлов? – попыталась угадать Саша. – Но металлы получают с помощью химии...
– Конечно, – согласилась мама. – Но так сложилось, что это производство давно выделили в отдельную отрасль.
Сначала Саша удивилась: «какой вред может быть от металлов?» Но потом вспомнила про ртуть. А мама рассказала, что кроме ртути есть и другие ядовитые металлы. Кроме того, металлы получают из руды, а при ее переработке нередко выделяются опасные вещества. И здесь химики тоже стараются не допустить, чтобы эти вещества попали в окружающую среду.
– А на третьем месте, к сожалению, все-таки химия, – продолжила мама. – В химическом производстве образуется немало вредных веществ. Но разве химики виноваты в том, что они оказываются в атмосфере, воде или почве?
– А кто же?! – с недоумением спросила Саша.
– Как раз те, кто не знает химии. Опасных веществ немало и в природе. Но если ты встретишь в лесу ядовитую змею, ты же не станешь хватать ее голыми руками.
– Что же я ненормальная, что ли? – удивилась Саша.
– Правильно, потому что ты знаешь, что ее яд опасен. А если ты никогда не видела змей и ничего не слышала о них?
Саша согласилась, что тогда она могла бы попытаться поймать незнакомое животное.
– Вот видишь, – сказала мама. – А ведь неизвестных животных нельзя трогать. Но о живых существах ты уже много читала и слышала и, я надеюсь, сможешь сориентироваться в подобной ситуации. А вот как обращаться с химическими веществами, до сих пор не знают даже многие взрослые.
– Разве они не учили химию в школе? – удивилась Саша.
– Учить-то, наверное, учили, но ничего не запомнили. Иначе не приходилось бы бороться за защиту окружающей среды. Ведь способы не допускать ее загрязнения давно известны.
– Но если химики знают, как избавляться от вредных веществ, почему они все же попадают в природу? – спросила девочка.
– Представь себе, что на химическом заводе выделяются вредные газы. Есть специальные установки, чтобы очищать от них воздух. Но они очень дорогие, и тем, кто работает на заводе, кажется, что лучше сэкономить деньги и выпустить эти газы прямо в атмосферу.
– Разве так можно делать? – удивилась Саша.
– Конечно, нельзя, – согласилась мама. – Поэтому и делается это обычно тайком. Но только человек, плохо знающий химию, не понимает, что так он наносит вред не только природе, но и самому себе и своей семье.
Саша подумала и о том, что многие бросают бумажки и другой мусор на улице и в лесу. Она сказала об этом маме.
– А вот это к химии не имеет никакого отношения, – сказала мама. – Так ведут себя те, кому нравится жить в помойке. Но, к сожалению, и с химическими веществами многие поступают точно так же – разбрасывают их где попало.
Саша задумалась. Она вспомнила, как, проходя мимо кукурузного поля, она видела на его краю кучки удобрений: видимо, трактор, разворачиваясь, рассыпал их больше, чем надо. Саша не забыла, что на пакете с удобрениями, которыми мама пользовалась на даче, было написано, в каком количестве надо их использовать. Избыток удобрений, конечно, вреден, но разве в этом виноват тот, кто их сделал?
Саша вспомнила историю, которую рассказывала бабушка.
Около ее дачи – большое поле, и многие годы это поле опыляли с самолета ядохимикатами от вредителей растений. Но самолет пролетал и над лесом, и после таких обработок в лесу исчезли все птицы. Он стал безжизненным. К счастью, это заметили не только дачники, и ядохимикатами перестали пользоваться. Но прошел не один год, пока в лес вернулись птицы. Чья была вина в том, что так произошло? Ясно, что не химиков.
– Мама, я все поняла! – воскликнула Саша. – Химию должен знать каждый!
– Я с тобой полностью согласна. Беда для природы – не химические вещества, а неправильное или неумелое их использование. Неграмотным может быть не только человек, не умеющий читать, но и тот, кто не знает математики, физики, химии. И, может быть, незнание именно химии – самое опасное.
– Даже если я не захочу стать химиком, все равно буду ее учить. Я не собираюсь вредить природе.
Саша была не прочь и дальше поговорить на эту тему, но вдруг у входной двери раздался страшный грохот, и в коридор ввалились папа и Дима, волоча огромный ящик.
– Стиральную машину заказывали? – весело спросил Дима.
Саша сразу вспомнила, что несколько дней назад мама жаловалась, что их стиральная машина совсем перестала работать. Так, значит, мужчины решили сделать ей подарок.
Тут же закипела работа. Папа и Дима стали устанавливать новую машину, подключать какие-то провода и шланги... Старую же вытащили в коридор.
– А что мы будем делать со старой машиной? – поинтересовалась Саша.
– Выбросим, – не задумываясь, ответил Дима.
– Ага! Будем загрязнять природу?! – возмутилась Саша.
– Да... Об этом мы как-то не подумали, – сказала мама.
– А что тут думать? – удивился папа. – Я знаю мастерскую, где берут старую технику на запчасти. Туда ее и отвезем. Может, она еще кому-нибудь послужит.
– А с этим что будем делать? – Саша показала на кучу картона, полиэтилена, пенопласта и досок, в которые была упакована покупка.
– Картон и доски увезем на дачу – для печки, – сказал папа. – Пенопласт там тоже пригодится – я давно хотел утеплить входную дверь. А что делать с полиэтиленом – не знаю.
– Полиэтилен можно было бы сжечь, – предложила мама, – ведь при этом ничего, кроме углекислого газа и воды не выделяется. Но, пожалуй, я его заберу себе. Разрежу на кусочки и буду рисовать картинки для лекций.
Саша удивилась:
– Так, значит, не останется никакого мусора? Разве так бывает?
– Так должно быть всегда, – ответила мама. – Мы же цивилизованные люди и не должны окружать себя мусором. Советую записать в твоей тетрадке, как можно поступать с ненужными веществами, чтобы они не загрязняли природу. И хочу сразу тебе рассказать о науке, занимающейся проблемами загрязнения окружающей среды. Эта наука называется «экология». Она изучает, как люди, животные и растения приспосабливаются к жизни в различных условиях: добывают пищу, противостоят врагам, развиваются от поколения к поколению и т. д. Экологически вредные вещества ухудшают условия существования живых обитателей Земли, могут привести (и приводят) к уменьшению численности и даже к исчезновению каких-то видов животных и растений. Задача экологии – сделать так, чтобы главные источники загрязнений – энергетика, металлургия, химическая отрасль промышленности – меньше загрязняли окружающую среду, воспитать у людей бережное отношение к природе.
Мужчины закончили подключение стиральной машины, мама тут же стала ее испытывать, а Саша стала думать о том, как научить своего друга-медвежонка дружить с природой и защищать ее от вредных веществ. И вот что у нее получилось.


Из жизни медвежонка Из жизни медвежонка. История двенадцатая

Саша пересказала эту историю Максиму, и тот сразу же вспомнил загадки о героях этой истории:

«В воде родилась,
А в ней мало бывает».

«Летом гуляет,
Зимой отдыхает».

«Комочек пуха,
Длинное ухо,
Прыгает ловко,
Любит морковку».

– Вот вам задание о защите природы. – Мама положила на стол листок бумаги. – Соедините линиями левую и правую стороны. Нужно решить, как поступить, если после отдыха на природе остались:

– Ничего нельзя оставлять на траве, прятать в кустах, бросать в озеро! – сразу же воскликнула Саша. – Это задание нельзя выполнить!
– Почему нельзя? – возразил Максим. – Просто с разным мусором можно поступить по-разному.
– А еще можно вещества, которые вредны с точки зрения экологии, использовать для чего-нибудь полезного, – заметила Саша. – И здесь не обойтись без химии.
– Вот про это и будет наш кроссворд, – обрадовался Максим.

Кроссворд. Экология

Вещества, которые могут быть использованы:

1. Для упаковки.
2. Для хранения мороженого.
3. Для растопки печки.
4. При изготовлении машин.
5. Для смазки двигателя.
6. Для печатания книг.
7. Для защиты растений.


Ответы к загадке и кроссворду


предыдущая глава предыдущая глава следующая глава следующая глава

Учебник Химическая азбукаКонспект
ПрактикумТесты СправочникПриложения
©2003 Copyright by alhimik.ru