Учебник Химическая азбука Конспект Практикум Тесты Справочник Приложения


предыдущая глава предыдущая глава

ХИМИЧЕСКАЯ АЗБУКА

Четырнадцатая глава. Что же именно превращается при химических реакциях

Учебный год закончился. Саша решила навести порядок на своей книжной полке. На глаза ей попалась тетрадь, которую она называла «Химической азбукой». Саша подошла к маме.
– Смотри, мама, я исписала почти всю тетрадку. Вот последняя запись про молекулу. Осталась одна страничка. Мы начали с буквы «В», а чем закончим?
– Закончим буквой «А». Напиши слово «атом».
Саша послушно начала писать. Она слышала это слово раньше, но не имела никакого представления, какое отношение оно имеет к химии. Саша спросила об этом.
К ее удивлению, мама ничего не стала объяснять, а предложила поиграть.
– Давай будем составлять слова. Вот, например, слово «колесо». Попробуем, сколько новых слов можно получить из букв, которые его составляют.
– Я тоже хочу поиграть, – сказала Маша.
– Хорошо. Раз, два, три, начали! – скомандовала мама.
– Кол, лес, сок, око, – резво начала Саша, но, назвав четыре слова, остановилась.
У Маши оказались более сложные слова: «соло», «село», «осел».
Мама сумела составить три слова из пяти букв: «лесок», «колос», «сокол».
– Оселок, – вдруг подал голос сидевший за письменным столом Дима.
– Это что, маленький осел? – удивилась Саша.
– Нет, это камень, чтобы точить ножи, – объяснил Дима.
– Да, такое слово действительно есть, – согласилась мама. – Теперь подведем итоги. Из одного слова мы составили больше десяти других слов. То есть превратили его в новые слова. Так же происходит превращение веществ.
– Что-то я не понимаю, – пожала плечами Саша.
– А я понимаю, – уверенно сказала Маша, – хотя на уроках химии нам объясняли гораздо сложнее. Буквы – это атомы, а слова – молекулы. Переставляя буквы-атомы, мы получаем слова-молекулы новых веществ.
– В русском алфавите всего 33 буквы, а сколько слов можно из них составить, сколько книг написано! А разных атомов – больше ста. Вот почему на свете так много веществ, – продолжила мама.
Маша добавила:
– Бывают слова из одной буквы. И вещества могут быть из одного вида атомов. Нам говорили, что их называют простыми.
– А еще можно составить разные слова из нескольких одинаковых букв, например «кот» и «ток». Также бывают и разные вещества, состоящие из нескольких одинаковых атомов, – продолжила мама.
Саше понравилось составлять новые слова, поэтому зашедшему в гости Максиму она тут же предложила поиграть в слова:
– Сколько новых слов можно придумать из букв, составляющих слово «молекула»? Давай посоревнуемся!
Получилось немало слов. Саша даже удивилась.
– Ну ладно, из длинного слова легко составлять новые слова. А вот из короткого?! Как насчет слова «атом»?
Задачка действительно оказалась посложнее, но даже из этих четырех букв удалось составить несколько слов.
Саша и Максим побежали гулять на улицу. Вернувшись, Саша обратилась к маме:
– Будем писать атомы. А потом молекулы. – И она решительно открыла свою химическую тетрадь.
Но мама попросила ее не спешить:
– По-моему, тебе все это знать еще рановато...
– Ну давай хоть что-нибудь запишем, – заныла Саша. – Ну хоть про воду.
– Ладно, – согласилась мама. – Вода – это сложное вещество. А значит, молекула воды состоит из разных атомов.
– Каких? – приготовила ручку Саша.
– Кислорода и водорода.
– Водород потому так и называется, что он рождает воду, – стала объяснять Маша.
– А кислород что рождает? – спросила Саша.
– Кислород назвали кислородом, – сказала мама, – потому что раньше считали, что он обязательно содержится во всех кислотах. Потом оказалось, что это не так, но название все равно осталось.
– Как же мне все это записать? – Саша озадаченно смотрела на пустую страничку.
Мама предложила нарисовать кружочек. У Саши получилась вот такая картинка:

– Очень похоже, – похвалила мама. – Когда водород сгорает, как раз и получается вода.
Саша тут же написала:

Ей показалось, будто что-то похожее она уже писала. Порывшись в тетради, девочка нашла запись о горении свечи:

Саша стала думать, как бы ей нарисовать молекулы этих веществ. Но она не знала, из каких атомов состоят молекулы парафина и углекислого газа. Пришлось обратиться к маме.
– Парафин состоит из водорода и углерода, – объяснила мама.
– Углерод тоже что-то рождает? – удивилась Саша.
– Уголь, – подсказала Маша. – Уголь – это и есть углерод.
Саша стала рисовать:

Саша не знала, из чего состоит углекислый газ. Она хотела спросить у мамы, но решила сначала подумать сама.
«Парафин – это водород и углерод, – стала рассуждать она. – Вода – это водород и кислород. Тогда получается, что углекислый газ – это углерод и кислород».
Оказалось, что, пока Саша размышляла, мама куда-то ушла. Пришлось обратиться к сестре. Та была очень удивлена, что Саша без подсказки догадалась, что такое углекислый газ.
Радостная Саша закончила рисунок:

– Задай мне еще что-нибудь, – попросила Саша сестру. – Только чтобы у меня получилось!
Маша быстро придумала:
– Напиши горение угля.
Теперь для Саши это было совсем просто:

Опять пришел Максим. Оказалось, он забыл у Саши свою спортивную сумку. Девочка тут же начала рассказывать, что она узнала об атомах и молекулах.
– Из каких атомов состоят молекулы природного газа и перекиси водорода? – спросила она. – Ты помнишь, во что они могут превратиться?
– Помню-помню, – ответил Максим и записал:

– Я даже про малахит и ржавчину не забыл. Попробуем догадаться, из каких они атомов состоят.
И Максим стал записывать превращения веществ:

– А почему у тебя вместо некоторых веществ стоят цифры? – удивилась Саша. – Ты же сказал, что все помнишь!
– Я вставлю эти слова в кроссворд по горизонтали. Добавлю еще несколько слов, и получится по вертикали то, из чего состоят вещества. Правда, номера слов будут не по порядку. Ну ничего, с помощью рисунков можно будет разобраться!


Вещества из кроссворда

Кроссворд.
Из чего состоят вещества?

Максим ушел, Маша убежала на тренировку. А Саша стала придумывать, как научить тому, что она узнала, своего медвежонка.

Ответы кроссворда

Из жизни медвежонка Из жизни медвежонка. История четырнадцатая

Заключение

– Вот и каникулы! Впереди все лето, – сказала мама. – Теперь вы немного отдохнете от школы.
– А мы будем летом заниматься химией? – спросила Саша. – Я хочу узнать еще что-нибудь.
– Обязательно узнаешь, ведь ты теперь будешь учиться в средней школе. А пока давай сделаем перерыв. На прощание придумай еще какую-нибудь сказку про Фантика. Я очень полюбила этого симпатичного медвежонка.
– Нет, я лучше придумаю стихи, – предложила Саша. – А если не будет получаться, попрошу Макса мне помочь.
Мама пошла в магазин, а вернувшись, увидела на своем столе портрет медвежонка и такие строчки:

«Фантик все путал везде и всегда,
Но, прочитав эту книжку,
Он понял, что это еще не беда,
И с химией справится мишка.
Теперь он знает, чем лечить,
Как мед и сахар раздобыть,
Природу будет охранять
И маме дома помогать.
Он станет химиком в халате белом,
Займется интересным делом!»

Мама хотела поблагодарить ребят, но они уже умчались на улицу.
«Ну что ж, – подумала она. – До новых встреч с химией».



предыдущая глава предыдущая глава

Учебник Химическая азбукаКонспект
ПрактикумТесты СправочникПриложения
©2003 Copyright by alhimik.ru