 |
Не успела Саша сбежать со ступенек школьного крыльца, как над ее
головой просвистел снежок. – Ну, Макс, погоди! – пробормотала она,
заметив за елкой знакомую оранжевую шапочку. – Вот как сейчас дам
портфелем! Вышедший из-за дерева Максим весело помахал рукой. Девочка
тут же его простила. Они жили по соседству и часто вместе возвращались из
школы домой. Но сегодня Саша задержалась. – Что вы так долго делали? –
спросил Максим. – Я тут уже давным-давно гуляю. – Нам рассказывали про
разные профессии. Завтра пишем сочинение «Кем быть?». – Знаю-знаю! «У
меня растут года...» И что ты выбрала? – Еще не придумала. Наверное,
напишу, что буду химиком. Как моя мама. Максим слышал это слово и
раньше. Но представления не имел, чем же занимаются химики. – Я читал о
химиках в книжке про Незнайку, – вспомнил он. – Там тучи посыпали каким-то
порошком, и они исчезали. Саша рассмеялась, но потом сказала
серьезно: – Химики проводят опыты. Я видела, как это делает мама. Вот
ты знаешь, что марганцовка может стать бесцветной? Максим знал, что
розовой марганцовкой можно полоскать горло. А еще бабушка поливала ей
грядки с земляникой. Но о превращениях марганцовки мальчик услышал
впервые.
Это произошло прошлой весной. В субботу у Саши нет уроков. А маме
надо было идти на работу. Вечером они собирались поехать на дачу,
поэтому мама разрешила Саше пойти с ней в институт. – Только ничего
не трогай и сиди тихо! – предупредила мама. Саша начала читать
книжку. Вдруг в комнату заглянула мама: – Я сейчас буду показывать
опыты. Хочешь посмотреть? Саша кивнула. – Стой в сторонке и
никому не мешай, – сказала мама. Она взяла в руку три странных
длинных стаканчика, похожих на трубочки. Саша видела когда-то такие в
детской поликлинике. Мама строгим голосом сказала: – В три
пробирки наливаем раствор... Дальше последовали какие-то незнакомые
слова. Но Саша догадалась, что этот темно-фиолетовый раствор был
раствором марганцовки. В две пробирки мама добавила по нескольку
капель чего-то бесцветного из двух разных баночек. Ничего не произошло.
Но потом она набрала полную пипетку какой-то водички, накапала из нее во
все три пробирки и подогрела их. И тут случилось чудо: в одной пробирке
яркая окраска марганцовки исчезла совсем, в другой – из фиолетовой стала
зеленой, а в третьей – появилось что-то грязно-коричневое. Потом мама
показывала еще какие-то опыты, но Саша уже не смотрела. Она никак не
могла понять, как получаются такие удивительные превращения. Ведь она
знала, что мама вовсе не волшебница. Значит, все дело в волшебной науке
химии.
Около подъезда ребята нос к носу столкнулись с Сашиной мамой. – Ваша
Саша хочет стать химиком! – поздоровавшись, сообщил Максим. – А ты
знаешь, что такое химия? – спросила мама. – Не совсем, – ответил
Максим. Саша промолчала. Она тоже не очень хорошо понимала, что изучает
химия. А потом обратилась к маме: – Чтобы научиться читать, детям дают
азбуку. Про математику тоже есть интересные книжки, даже для дошкольников.
А почему нет такой книжки про химию? Вот если бы была «Химическая азбука»,
все дети знали бы, что такое химия. – Вот что, – сказала мама. – Давай
сделаем свою «Химическую азбуку». Возьмешь тетрадку, и на каждой страничке
мы будем рисовать или писать что-нибудь важное про химию. – А можно я
тоже буду что-нибудь придумывать про химию? – спросил Максим. –
Конечно! Вот погуляете, сделаете уроки, а потом приходи к нам! А я пока
приготовлю что-нибудь вкусненькое.
Первая глава. Что такое вещество
– Мама, я все сделала! – прокричала Саша. – Давай писать химическую
азбуку. Начнем с буквы «А»? – Нет, – сказала мама. – Начнем с буквы
«В». – Почему? – Потому что самое важное в любой науке – это понять,
что именно она изучает. А химия изучает вещества и их свойства. Ты
знаешь, что такое вещество? – Не совсем, – ответила Саша, – объясни
мне. – Да ты сама догадаешься, если скажешь, чем отличаются друг от
друга вещества и просто вещи. Вот, например, стол – это что? – Стол –
это вещь, – уверенно сказала Саша. – А дерево? – Если это дерево,
которое растет в лесу, то, наверное, тоже вещь. – А если дерево – это
то, из чего сделан стол? – спросила мама. – Тогда больше похоже на
вещество, – ответила Саша. – Вот видишь, это не так уж и сложно.
Посмотри вокруг себя, и ты увидишь, что вещества есть повсюду. Саша
огляделась по сторонам. – Ручка сделана из пластмассы. Пластмасса – это
вещество. Пластилин – тоже вещество. Металл – вещество. Стекло – вещество.
Бумага – вещество, – стала перечислять Саша. – Мама! – воскликнула Саша. –
Разные вещи могут состоять из одного и того же вещества! Смотри, из бумаги
сделаны и тетрадки, и книжки, и обои у нас на стенах! – Да, конечно, –
сказала мама. – Пошли на кухню. Видишь, сколько разной посуды можно
сделать из стекла. А из металла – и кастрюли, и сковородки. – А ведь и
кастрюли бывают из стекла. У нас же есть стеклянная кастрюля для
микроволновой печки! – Вот видишь, – мама была довольна. – Ты уже
догадалась, что и одинаковые вещи могут быть сделаны из разных веществ.
Теперь, когда ты знаешь разницу между вещами и веществами, тебе нетрудно
будет находить вещества в любом месте. Зазвенел дверной звонок. На
пороге стоял улыбающийся Максим. – Заходи! – обрадовалась Саша. – Я
придумала химическую игру! Она вывалила на пол картонные карточки: –
Будем писать на них разные слова и определять, что это – вещь или
вещество. Вскоре Саша и Максим увлеченно раскладывали карточки на две
кучки.
Покажите и вы стрелочками, что из написанного – вещи, а что
– вещества.

На следующий день, возвращаясь из школы, Саша внимательно смотрела
вокруг. Ей хотелось обнаружить как можно больше разных веществ. Она уже
поняла, что вещества – это то, из чего состоят вещи. Саша так засмотрелась
по сторонам, что не заметила, как очутилась посреди большой лужи. –
Лужа не похожа на вещь, ведь ее нельзя взять в руки, – вслух подумала она.
– Но лужа состоит из воды. Так вода – это вещество или нет? Наверное,
все-таки вещество... Значит, вещества могут быть не только твердыми, но и
жидкими! Саша обрадовалась, что сама додумалась до этого. Тут она
вспомнила, что недавно в школе учительница рассказывала про воздух. Воздух
– не твердое вещество и не жидкость. «Это газ. Так что вещества бывают и
газами!» Саша поспешила домой, чтобы поскорее рассказать маме о своем
открытии. Но вдруг она замедлила шаг. На уроке говорилось, что в
воздухе есть кислород и углекислый газ. «Они, наверное, тоже вещества. А
сам воздух? Он вещество или нет?» Саша совсем запуталась и решила обо всем
поподробнее расспросить у мамы. – Хорошо, что ты об этом спрашиваешь, –
сказала мама, когда Саша поделилась с ней своими сомнениями. – Дело в том,
что вещества могут находиться в чистом виде и в виде смесей. Воздух – это
смесь разных газов. В нем есть и кислород, и углекислый газ. Кстати,
вместе они составляют лишь пятую часть воздуха. А в основном воздух
состоит из еще одного вещества – азота. Просто мы его не замечаем, потому
что он не участвует в дыхании. – А только воздух – смесь веществ? –
спросила Саша. – Конечно, нет. Как раз чистыми вещества бывают очень
редко, а обычно встречаются их смеси. Но и в смеси каждое вещество
обязательно сохраняет свои свойства. А какие свойства могут быть у
веществ? – вдруг задала вопрос мама. – Вещества различаются по цвету,
они бывают тяжелые и легкие. Некоторые вещества твердые, а другие –
жидкости или газы, – быстро затараторила Саша. – Вот и хорошо, –
сказала мама. – Напиши на первой страничке нашей азбуки разные вещества и
опиши их свойства. – А мне хватит одной страницы? – спросила Саша. –
Сколько всего на свете веществ? Мама засмеялась: – Если ты захочешь
записать все вещества, то не хватит и самой толстой тетради – ведь их
несколько миллионов. Но ты напиши только те, которые сможешь отыскать
сама. А если одной страницы будет недостаточно, добавишь еще. Когда
пришел Максим, у Саши уже была готова новая игра. Теперь нужно было
выбирать чистые вещества и смеси. Покажите стрелочками, что из
предложенного списка – чистые вещества, а что – смеси.

Карточки быстро закончились, и Максим сказал: – А я знаю вещество,
про которое есть много разных загадок! «Чего в решете не
унесешь?» «Что течет не останавливаясь?» Саша быстро отгадала эти
загадки, а потом предложила: – Давай придумаем какую-нибудь сказку про
вещества. – Давай! А о ком будет эта сказка? – Пусть это будет история о
медвежонке. Медведи любят мед. А мед – это вещество. Вот и наш медвежонок
будет любителем меда.
Из жизни медвежонка. Начало...
...В дремучем лесу жила семья медведей: папа Миша, мама Ариша и медвежонок
Фантик. Как все малыши, он очень любил сладкое. И совсем не любил читать
книжки. Поэтому и разбирался в жизни он неважно, хотя папа и мама
старались рассказывать ему обо всем, что необходимо знать медведю.
Пока Саша раскрашивала картинки про Фантика и Ежика, Максим тоже не
терял даром времени. Он придумал кроссворд.
– В этот кроссворд по вертикали под цифрами 1–5 надо вписать названия веществ, которые я нарисовал, – объяснил он. – Тогда по горизонтали (цифра 6) получится очень интересное слово.
|