предыдущая глава предыдущая глава следующая глава следующая глава

ХИМИЧЕСКАЯ АЗБУКА

Седьмая глава. Химия помогает больше узнать о природе

За окном еще лежал снег, но солнышко пригревало совсем по-весеннему. Серая ворона с хрустом выламывала березовые сучья для нового гнезда. На полу комнаты светился радужный зайчик от стоящего на подоконнике аквариума.
– Да-а-а... – задумчиво сказал папа. – Наш аквариум совсем зарос. Пора его привести в порядок.
Саша тоже взглянула на аквариум. Осенью в нем росло всего несколько тоненьких травинок, а теперь были настоящие джунгли из водорослей.
«Откуда они только взялись?» – подумала Саша. Она помнила, что растения вырабатывают вещества для своего роста из углекислого газа и воды под действием солнечного света. Воды в аквариуме полно, света на окошке тоже вполне достаточно... «Но где водоросли берут углекислый газ? – недоумевала Саша. – Ведь он содержится в воздухе». Выходило, что углекислый газ должен быть и в воде.
– Папа, – осторожно спросила она, – а в воде есть углекислый газ?
– Конечно. Многие газы растворимы в воде, в том числе и этот.
– И кислород? – удивилась Саша.
– А чем, по-твоему, дышат рыбы?
Об этом Саша как-то не задумывалась. Она не раз видела, как некоторые рыбки всплывали к поверхности воды и хватали воздух ртом. Но, например, сомик никогда не поднимался вверх. А ведь он тоже должен дышать.
«Углекислый газ растворяется в воде, – стала рассуждать Саша. – Из него и из воды водоросли на свету создают нужные им вещества и выделяют кислород. Кислород тоже растворяется
в воде...» Саша внимательно посмотрела на аквариум. Из кончиков травинок тонкой струйкой поднимались сверкающие на солнце пузырьки газа. «Часть кислорода выходит на поверхность воды, – продолжала размышлять девочка. – А остальным кислородом дышат рыбы. Для жизни им нужен кислород и питательные вещества. Питательные вещества есть в рыбьем корме. И в водорослях». Последняя идея пришла Саше в голову, когда она увидела, как рыбки «клюют» поверхность зеленых травинок.
Она спросила у папы:
– А что мы будем делать с аквариумом?
– Пересадим рыбок и улиток в банку. Сольем воду. Помоем стенки и грунт. Оставим только часть водорослей.
– А куда денем остальные? – заволновалась Саша. – Можно я отнесу их в школу? А то там в нашем классном аквариуме их очень мало.
– Конечно, можно, – согласился папа. – У вас там, наверное, света маловато, вот они и растут медленно.
Они принялись за работу. Вскоре взволнованные рыбки кружили в банке, а Саша старательно выбирала из водорослей улиток.
– А улитки тоже подросли! – отметила она. – Мама говорила, что их ракушки состоят из того же вещества, что и мел. Это правда?
Папа кивнул:
– Не только раковины, но и жемчуг то же самое вещество.
– А откуда улитки берут мел?
– Выделяют из воды, – ответил папа.
– Расскажи поподробнее, – попросила Саша.
Незаметно подошла мама и вмешалась в их разговор:
– Сначала ты расскажи, откуда мы берем воду для аквариума.
– Из крана.
– А как вода попадает в кран?
– Из водопровода. В водопровод – из водохранилища. А в водохранилище – из реки, – ответила Саша.
– А в реке вода откуда? – продолжала спрашивать мама.
– Из ручейка. А начинается все, наверное, с родника, в котором вода выходит из земли.
– Вот именно, – согласилась мама. – А в земной коре очень много известняка, по которому текут подземные воды...
– Известняк – то же вещество, что и мел, – вспомнила Саша. – Ну и что? Ведь мел не растворяется в воде.
– Немножко растворяется, правда, очень плохо. Чтобы растворить малюсенький кусочек мела, нужно целую бочку воды. Но в природе мел переходит в воду за счет химической реакции.
– А что-то мы давно не писали химических реакций, – заметила Саша. Она вскочила со стула и побежала за своей «химической» тетрадкой.
Когда Саша вернулась, мама стала рассказывать дальше:
– Под действием углекислого газа и воды известняк или мел превращаются в растворимую соль кальция. Ее в воде не так уж и много, но все же больше, чем может раствориться просто мела. Если в воде появляется кальций, она становится жесткой.
– Много кальция полезно для зубов, – сказала Саша.
– Зато вредно для стирки, – возразила мама. – Мыло и стиральный порошок плохо пенятся.
– И для промывания фотопленок тоже плохо, – добавил папа. – На них остаются пятна.
– Поэтому жесткую воду кипятят. Тогда растворимая соль кальция опять превращается в нерастворимый известняк, и он выпадает в осадок, – закончила мама.
– Так вот как образуется накипь в чайнике! – догадалась Саша. – Мама, помоги, пожалуйста, все это записать.
Через несколько минут в Сашиной тетради появились новые
записи.

Папа тоже заглянул в тетрадку.
– А ты знаешь, что именно так образуются в пещерах сталактиты?
– Это что такое? – переспросила Саша.
– Такие красивые каменные «сосульки», которые свисают с потолка пещер. Ты наверняка их видела на картинках или по телевизору.
Теперь Саша вспомнила, что встречала это слово в какой-то книге.
– Что-то мы отвлеклись, – заметила мама. – А кто будет мыть грунт?
Папа насыпал камешки, лежавшие на дне аквариума, в большой таз, поставил его в ванну и велел Саше тщательно промыть их. Просто перемешивать камни под струей воды было скучно, и Саша стала их внимательно рассматривать.
Камешки в основном были пестренькие, с серыми, белыми и розовыми точками. Кое-где можно было заметить какие-то блестки.
– Мама! Это же гранит! Нам про него в школе рассказывали, – обрадовалась Саша. — Это смесь веществ. Я даже помню, что гранит состоит из шпата, слюды и... еще чего-то.
– И из кварца, – подсказал папа.
– Вот-вот! – обрадовалась Саша. – И как только взрослые запоминают такие трудные вещества?
– Какое же это трудное вещество? – усмехнулся папа. – Этого самого кварца полным-полно в любой песочнице. Ведь кварц – это самый обычный песок. Давай сюда свой гранит, мы его положим обратно в аквариум.
– Нальем воду и выпустим рыб! – заторопилась Саша.
– Воду-то мы нальем, а вот с рыбами придется подождать. Нужно, чтобы из воды вышел хлор.
– Это что такое? – спросила Саша.
– Спроси у мамы. Она у нас специалист по всяким вредным веществам.
Пришлось маме рассказать, что есть такое ядовитое вещество – хлор. Это очень едкий и опасный газ. С его помощью очищают воду от микробов – он убивает все живое. Но в воде хлор растворим совсем немного, а если воду прокипятить или дать ей постоять в открытом сосуде, то хлор улетает совсем. Рыбы плохо себя чувствуют в свежей водопроводной воде, и лучше не торопиться поливать такой водой цветы. И для питья воду лучше кипятить.
Поэтому в аквариум просто налили воду, а высаживать растения и выпускать рыбок из банки решили завтра.
Саша вновь раскрыла свою «химическую» тетрадь. Хотя сегодня она узнала о природе немало нового, записей почти не прибавилось. «Ну и ладно, – подумала Саша, – буду сочинять сказку про Фантика».


Из жизни медвежонка Из жизни медвежонка. История седьмая

– Что ты сегодня делала? – спросил зашедший, как обычно, под вечер Максим.
– Целый день занималась аквариумом, – ответила Саша. – Еле ноги таскаю. Теперь могу играть только в сидячие игры.
– Самая лучшая сидячая игра – составление кроссвордов, – взобравшись на стул, провозгласил Максим. – Что там у вас в аквариуме? Какие вещества?
– Их очень много, – сказала Саша. – И эти вещества можно найти не только в аквариуме, но и в любом природном водоеме.
И девочка стала рассказывать, что нового она узнала за сегодняшний день, а Максим тут же записывал новые и уже знакомые названия веществ, составлял кроссворд и пояснения к нему — подсказки на картинках (рис. 1).

Кроссворд.
Вещества аквариума

Рис.1 Аквариум
Рис.1 Аквариум

Пока Максим составлял свой кроссворд, Саша старательно рисовала огромное дерево.
– Зачем это? – спросил мальчик.
– Хочу изобразить, что нужно для растений и во что они превращают вещества (рис. 2). Смотри, в этих кружочках нужно написать названия веществ.
– Да нам про это сто раз в школе рассказывали! – заявил Максим. – Я все эти вещества давным-давно знаю.
– А раз знаешь, загадай какие-нибудь загадки, – сказала Саша.
– Пожалуйста!

«Красная девушка по небу ходит».
«Шел долговяз, в сыру землю увяз».

«Все паны скинули кафтаны, а один пан не скинул кафтан».
– И где здесь вещества? – ехидно спросила Саша. – Эти загадки совсем о другом!
– Ну и что, – сконфузился Максим. – Зато они подходят к твоему рисунку. А в следующий раз вспомню что-нибудь и про вещества...

Рис.2. Жизнь дерева
Рис.2. Жизнь дерева

Ответы к загадкам, рисунку и кроссворду



предыдущая глава предыдущая глава следующая глава следующая глава

Учебник Химическая азбукаКонспект
ПрактикумТесты СправочникПриложения
©2003 Copyright by alhimik.ru