Учебник Химическая азбука Конспект Практикум Тесты Справочник Приложения


предыдущая глава предыдущая глава следующая глава следующая глава

ХИМИЧЕСКАЯ АЗБУКА

Восьмая глава. Некоторые химические вещества, производимые человеком

Саша проснулась задолго до того, как зазвенел будильник. Ее разбудило яркое солнце, залившее своим светом всю комнату. В его лучах стали отчетливо видны пятна на потолке, разорванные обои, облупившийся подоконник...
Видно, не одна Саша заметила это, потому что, когда в комнату вошла мама, чтобы пожелать дочкам доброго утра, Маша недовольно проворчала:
– И когда только мы сделаем ремонт в квартире?
– Ну-у, всю квартиру мы сейчас, пожалуй, не осилим, – ответила мама. – А вот в вашей комнате ремонт можно сделать хоть в ближайшие выходные.
В субботу с самого утра все стали готовиться к работе. Вынесли из комнаты все лишнее, убрали грязь, закрыли старыми газетами мебель...
– Сначала побелим мелом потолок. Маша, неси сюда пылесос, – скомандовал папа.
Саша застыла в недоумении. Она не могла понять, зачем нужен пылесос, если папа собирается закрашивать потолок куском мела. На ее вопрос мама ответила, что для покраски потолка мел растирают в порошок и взбалтывают в воде.
– Такая взвесь мелких частиц твердого вещества в жидкости называется суспензией. А распределенные крохотные капельки одной жидкости в другой – это эмульсия, – объяснила мама. – Потолок можно красить и водоэмульсионной краской. Но мы уже привыкли обходиться мелом.
Суспензию мела в воде налили в банку, присоединили к пылесосу и с его помощью стали разбрызгивать побелку на потолок. Сначала потолок казался грязноватым, но постепенно он высох и стал белоснежным.
– Теперь будем клеить обои! – обрадовалась Саша.
– Погоди, – остановил ее папа. – Сначала надо замазать дырки в стенах.
– А чем мы будем это делать? – спросила мама. – Алебастром, известью или цементом?
Папа пошел смотреть, что у них осталось с прошлого ремонта. А Саша стала выспрашивать у мамы, что за вещества она назвала.
– С алебастром ты, можно сказать, хорошо знакома. Помнишь, Дима сломал ногу в прошлом году? Что ему наложили на место перелома?
– Гипс, – ответила Саша. – Но это же совсем другое вещество!
– А вот и не совсем. Если гипс прокалить, он теряет часть воды и превращается в алебастр. Алебастр еще называют жженым гипсом. А если алебастр намочить, он присоединяет потерянную воду и вновь становится гипсом. Пока смесь воды и алебастра не затвердела, ей можно замазать дырки в стене, – закончила мама.
– А смесь воды и алебастра – это тоже суспензия? – спросила Саша. Мама кивнула.
– А теперь расскажи про известь. Это то же самое, что известняк? Наверное, когда известняк теряет воду, он превращается в известь! – предположила Саша.
– Известняк не может потерять воду – ее там нет. А что он может потерять? – мама хитро посмотрела на Сашу.
– Углекислый газ? – не очень уверенно сказала она. – Когда мы наливали на мел кислоту, выделялся углекислый газ... А мел и известняк – одно и то же вещество...
– А почему ты сомневаешься? Действие кислоты – не единственный способ выделить из мела углекислый газ. Углекислый газ выделяется и при нагревании мела или известняка при высокой температуре. А остается известь.
– Давай я это запишу, – сказала Саша. Она принесла тетрадь и написала:

– А когда замазываешь дырку в стене, известь опять превращается в известняк? – Саша хотела продолжить запись, но мама ее остановила:
– Такой процесс идет, но очень-очень медленно. А при ремонте и строительстве в известь добавляют воду.
– И что получается? – спросила Саша.
– Ту известь, которая образуется при прокаливании известняка, называют еще негашеной или жженой. А после добавления воды получается гашеная известь, – объяснила мама.
– Не будем замазывать дырки известью! – воскликнула Саша. – Раз ее надо гасить, от нее может быть пожар.
– Ну что ты! – успокоила ее мама. – При гашении извести действительно выделяется много тепла, но не столько, чтобы что-нибудь загорелось. Хотя обжечься при этом можно, особенно если лезть в известь голыми руками.
Саша исправила запись:

И добавила еще одну:

– С известью все ясно, теперь давай напишем про цемент, – предложила Саша.
– С цементом придется подождать. Это сложная смесь веществ, и при его затвердевании протекает много разных процессов. Не каждый ученик старших классов сможет понять, что при этом происходит, а тем более такой начинающий химик, как ты.
Тогда Саша задала другой вопрос:
– Цемент, известь и алебастр есть в природе?
– В том виде, который нужен нам, конечно, нет. Эти вещества реагируют с водой и не могут сохраняться в природе, ведь вода есть повсюду. Вода – самое распространенное вещество на нашей планете.
Мама добавила, что известь, алебастр и цемент получают из природных веществ. Известняка в природе очень много, встречается и гипс. И есть целые цементные горы. Но для того, чтобы эти вещества можно было применять при строительстве и ремонте, их прокаливают в специальных печах при очень высокой температуре.
Появился папа и сказал, что он не нашел ни алебастра, ни извести, ни цемента, зато у них есть шпаклевка.
– Это гораздо лучше! – добавил он. – Сейчас мы быстро выровняем все стены.
– А что такое шпаклевка? – тут же спросила Саша у мамы.
– Я и сама точно не знаю, из чего она состоит, – ответила мама. – Но что это действительно самое лучшее для ремонта стен – верно.
Замазать все дырки и трещины оказалось непростым делом. На это ушел почти весь оставшийся день. Но папа настоял, чтобы покрасили подоконник и батарею отопления:
– Тогда на завтра останется только поклеить обои.
– Где же мы возьмем столько клея? – удивилась Саша. – Тут нужен не один пузырек!
– Для обоев есть специальный клей. И для него придется взять не пузырек, а ведро. Можно развести специальный клей из магазина, а можно приготовить самим, – сказала мама.
– Давайте приготовим сами, – попросила Саша. – Я никогда не видела, как готовят клей.
– Для этого нам понадобится крахмал.
– Из крахмала готовят кисель, а не клей! – воскликнула Саша. – Нам что, в столовой клей дают?
– Почти, – улыбнулась мама. – Если из киселя убрать сахар и фруктовый сироп, то получится крахмальный клей. Его еще называют клейстер.
Мама вскипятила большую кастрюлю воды. Затем насыпала в кружку белый крахмальный порошок, добавила холодной воды и размешала. «Опять суспензия», – подумала Саша. Помешивая, мама вылила тонкой струйкой смесь крахмала и холодной воды в кипяток. Прямо на глазах вода стала превращаться в густую полупрозрачную массу, немного похожую на кисель, но совсем неаппетитную.
– Это и есть клейстер, – пояснила мама. – К завтрашнему утру он остынет, краска и шпаклевка высохнут, и мы сможем оклеить стены обоями.
Саша уже решила записать в тетрадь превращение крахмала в клей, но мама объяснила, что никакого нового вещества не образовалось:
– Крахмал состоит из крохотных частиц, похожих на ниточки. Когда он сухой, эти ниточки свернуты в клубочки, и крахмал имеет вид порошка. В холодной воде они так и остаются клубочками, а в горячей разворачиваются и перепутываются. Поэтому и клейстер, и кисель становятся густыми и начинают напоминать твердые вещества.
– Так вот почему накрахмаленное белье такое твердое!
– Конечно! Белье сначала полощут в холодной воде с крахмалом, а потом гладят утюгом. А результат тот же: от горячего утюга клубочки крахмала превращаются в жесткую сетку.
Мама напомнила, что крахмал вырабатывают под солнечными лучами растения из углекислого газа и воды. Он накапливается в разных частях растения, особенно в плодах и семенах. Очень много крахмала в клубнях картофеля – оттуда его чаще всего и извлекают. Еще Саша узнала, что крахмал – это углевод, так же как и сахар, глюкоза и фруктоза. Мама рассказала, что эти сладкие продукты можно получить из крахмала при действии кислот и других веществ. То же самое происходит и в организме человека, а потом глюкоза разносится по всему телу, питая разные его части.
– Углеводы дают много энергии, – заметила мама. – Поэтому, если хочешь похудеть, надо поменьше есть не только сладкого, но и картошки, хлеба и макарон, в которых содержится крахмал. Тогда для производства энергии будут расходоваться жиры.
– Вот когда придет Максим, я ему это скажу. А то он так обожает сладости и пирожные, что может превратиться в толстяка, – сказала Саша.
Однако, когда мама пригласила друзей попить чаю с булочками, и Саша, и Максим принялись уплетать их за обе щеки, забыв про лишние углеводы.
– Почему у вас такой разгром? – спросил Максим.
– Ремонт! – весело ответила Саша.
По своему обыкновению Максим тут же начал писать разные слова, имеющие отношение к ремонту. Из слов сложился кроссворд.

Кроссворд. Вещества для ремонта

По горизонтали: 1. Прокаленный гипс. 2. Клей из крахмала. 3. Материал для побелки стен и потолков. 4. Бумажное покрытие для отделки стен. 5. Порошок, затвердевающий в прочный монолит после смешивания с водой. 6. Прокаленный известняк.

Саша легко справилась с этим кроссвордом и попросила Максима написать химические реакции с участием веществ под номерами 3 и 6:

3 = 6 + ?
6 + вода = ?

На следующий день ремонт был закончен. Поклеить обои оказалось совсем несложно и интересно. Саша подумала про себя, что она узнала много нового о веществах, которые использовали при ремонте. Ей хотелось еще поподробнее расспросить о красках и бумаге, из которой делают обои.
– О красках пока говорить не будем, – ответила мама на ее вопрос. – Это сложные смеси веществ. Целые институты заняты тем, что придумывают новые краски: красивые, устойчивые, удобные в обращении.
– А бумагу кто придумывает?
– Бумагу придумали еще в древние времена.
– Тогда почему в древнем Египте писали на папирусе, а на Руси – на бересте? – блеснула своими знаниями Саша.
– Бумагу изобрели в древнем Китае, а в других странах ее стали использовать только несколько веков назад. Ты знаешь, из чего делают бумагу?
– Из макулатуры, – не задумываясь, ответила Саша. – Нам в школе говорили, что старые газеты можно сдавать в макулатуру и из нее будут делать новые книжки.
– Ты права, но макулатура – это уже бумага. А вообще ее изготавливают из деревьев или других растений. Поэтому не зря говорят, что переработка старой бумаги сохраняет леса.
Саша воскликнула:
– Теперь понятно, почему так написано в одном стихотворении С.Я.Маршака!

Что мы сажаем,
Сажая Леса?
Легкие крылья —
Лететь в небеса.
Стол, за которым
Ты будешь писать,
Ручку,
Линейку,
Пенал
И тетрадь.

– Точно! – согласилась мама. – Стол, линейку и пенал делают просто из древесины, а тетрадь – из бумаги, которую тоже производят из древесины. Волокна древесины размалывают, добавляют клеящие, красящие и другие вещества, а потом на специальных машинах эту массу превращают в листы бумаги.
Саша вспомнила Максимовы загадки, и ей тоже захотелось чем-нибудь озадачить маму.
– Я загадаю тебе загадки, – сказала девочка. – А ты скажешь, какое отношение они имеют к производству бумаги.

«Кланяется, кланяется – придет домой, растянется».
«Скоро ест и мелко жует, сама не глотает и другим не дает».

Пока мама с Сашей обсуждали эти загадки, Маша закончила уборку. Уже давно стемнело. Все устали и хотели спать. Но перед сном Саша решила познакомить медвежонка Фантика с новыми веществами, о которых она узнала в эти дни.


Из жизни медвежонка Из жизни медвежонка. История восьмая

На следующий день по дороге из школы Саша рассказала Максиму новую историю о Фантике.
– Неужели это возможно? – удивился мальчик. – Что-то не верится! В какое же вещество превратился известняк в костре Фантика и Зайчонка? Что с ним случилось во время дождя?
Саша вынула из кармана кусок мела и написала на асфальте: 

– Попробуй догадаться! Ведь мы почти то же самое уже писали, когда отгадывали твой кроссворд!


Ответы к загадкам и кроссворду



предыдущая глава предыдущая глава следующая глава следующая глава

Учебник Химическая азбукаКонспект
ПрактикумТесты СправочникПриложения
©2003 Copyright by alhimik.ru