Учебник Химическая азбука Конспект Практикум Тесты Справочник Приложения


предыдущая глава предыдущая глава следующая глава следующая глава

ХИМИЧЕСКАЯ АЗБУКА

Девятая глава. Зачем химия нужна растениям и животным

В пятницу вечером мама объявила:
– Пора открывать летний сезон. Снег давно растаял, земля прогрелась. Завтра едем на дачу.
– Ура! – обрадовалась Саша. – А Кошу возьмем?
Голубоглазая кошка, услышав свое имя, нервно повела ухом.
– Конечно, возьмем. Только наденем ей ошейник от блох.
– Что это такое? – спросила Саша.
– Обычный ошейник, пропитанный специальным химическим веществом, отпугивающим блох. Мы же не хотим, чтобы у нашей кошечки завелись эти противные насекомые.
Утром, как всегда, с трудом втиснувшись в машину, отправились за город. Природа начала просыпаться после долгой зимы. Полупрозрачный лес радовал глаз всеми оттенками зеленого цвета. На обочинах дороги уже пробивалась трава. Тепло грело весеннее солнышко.
Как только папа затормозил у ворот дачи и открыл дверь, Коша первой выскочила из машины и стала щипать подросшую травку.
– Коша, ты теперь травоядное животное? – съехидничал Дима.
– Не обижай Кошу! – Саша встала на защиту своей любимицы. – Ей нужны витамины. Правда, мама?
– Конечно! Витамины нужны не только людям, но и животным. Для кошек и других животных даже продаются специальные витаминные таблетки. А еще витамины есть в любой зелени. Посмотрим, как вы наброситесь на зеленый лучок – вон он на грядке!
Саша с удивлением увидела, что на черной грядке весело зеленеют стрелки посаженного осенью лука. Брат и сестры наперегонки помчались к нему и принялись общипывать грядку не хуже Коши, пополняя запасы витаминов в своем организме.
– Ну ладно, вы пока развлекайтесь, а я приготовлю раствор для опрыскивания кустов, – сказала мама.
– Зачем? – поинтересовалась Саша.
– Чтобы защитить их от вредителей. К сожалению, без химии здесь не обойтись. Это довольно вредные вещества, поэтому и применять их надо пораньше, пока еще не распустились листья и цветы.
Вскоре кусты были обработаны, и мама стала готовить побелку для деревьев. Солнце уже сильно припекало и могло обжечь нежную кору.
– А деревья белят тем же, что и потолок? – решила уточнить Саша.
– Да, будем белить их мелом. Только добавим немного медного купороса, он защищает деревья от некоторых вредителей.
– Медный таз я знаю. А как выглядит медный купорос? – спросила Саша.
Мама достала полиэтиленовый мешочек с красивыми голубыми кристаллами.
– Это медь?! – удивленно воскликнула Саша.
– Это соль меди.
– Соль совсем не то же самое, что металл. Ты еще узнаешь об этом, когда будешь учить химию в школе. А сейчас будем готовить смесь для побелки.
Саша с интересом наблюдала за мамиными действиями. Она тоже попробовала перемешивать мел с водой, но тут же перепачкалась.
– Ничего страшного, – сказала мама, – побелка легко смывается водой.
– Но ведь тогда ее смоет первый же дождик! Это не вредно для корней деревьев?
– Если немного мела попадет в почву, это даже на пользу деревьям. Почва у нас кисловатая, а что происходит при смешивании мела и кислоты, ты знаешь.
Саша вызвалась сама побелить стволы деревьев. Яблони и сливы стали очень нарядными, казалось, что в сад пришел праздник.
Но мама быстро напомнила, что трудовые будни только начались:
– Теперь надо заняться удобрениями.
Саша немного устала и решила отвлечь маму разговорами. Тем более что ей было о чем расспросить.
– А зачем удобрения?
– Ты помнишь, из каких веществ состоит все живое?
– Давным-давно знаю. Это белки, жиры и углеводы, – легко вспомнила Саша.
– Это, конечно, не все вещества, которые есть в живых организмах, но главные. А откуда они берутся?
Саша призадумалась:
– Как-то вырабатываются... Сахар и крахмал образуются в растениях из углекислого газа и воды, а вот остального я не знаю.
– Сахар и крахмал – это углеводы. Даже из названия ясно, что для них достаточно углекислого газа и воды. Жиры в конце концов тоже могут быть получены из этих веществ. А вот для получения белков этого мало. Нужны дополнительные вещества, которые есть в удобрениях.
– Что-то я не пойму, – сказала Саша. – В лесу никто не разбрасывает удобрения, а деревья все равно растут. Значит, веществ для белков им хватает.
– Конечно, хватает. Ведь опавшая листва, погибшие стволы, упавшие на землю плоды никуда не исчезают из леса. Они разрушаются, превращаются в соли, а эти соли и служат удобрениями для живых растений, – согласилась мама. – Совсем другое дело – поле, сад или огород. Собирая и увозя урожай, мы забираем вещества, которые могли бы стать удобрениями. Вот поэтому приходится добавлять их специально.
Мама рассказала, что удобрения могут быть органическими, состоящими из остатков растений, а могут быть минеральными – в виде солей.
– Давно установлено, – продолжила она, – что больше всего растениям не хватает азота, фосфора и калия. На химических заводах получают содержащие их соли, которые затем применяют в виде удобрений. Часто используют смеси таких солей. Поэтому удобрения могут быть не только азотными, фосфорными или калийными, но и смешанными.
– Мама, зачем нужны азотные удобрения? – спросила Саша. – Ведь азота полным-полно в воздухе, ты сама об этом говорила.
– Азота в воздухе, конечно, много. Но растения не могут его использовать – атмосферный азот очень трудно превратить в какое-либо другое вещество. Только некоторые бактерии, живущие на корнях гороха и других бобовых растений, умеют это делать.
– А как? – тут же поинтересовалась Саша.
– Ты можешь не поверить, но ученые до сих пор этого не знают точно. И поэтому не могут повторить этот процесс. Вот и приходится строить огромные заводы, где при высоких температурах в специальных аппаратах заставляют атмосферный азот превращаться в химические вещества, из которых потом делают удобрения. А ведь крошки-бактерии проделывают то же самое при обычной температуре.
Мама достала большой пакет и стала внимательно изучать надпись на этикетке. Саша присоединилась к ней. На этикетке было много незнакомых слов, но Саша поняла, что там сказано, сколько удобрений надо для каждого дерева или куста. Ей не очень-то хотелось возиться с удобрениями, и она обрадовалась, когда мама сказала, что все сделает сама.
Мама разбросала часть удобрений на огороде, и папа со старшими детьми стал перекапывать грядки. Пока они это делали, мама удобрила деревья и кусты.
– Мама, а мы будем поливать землянику марганцовкой? – Саша вспомнила, как это делала у себя в саду бабушка.
– Вот ты этим и займешься, – тут же поймала ее на слове мама. Она приготовила фиолетовый раствор марганцовки в большой бутылке из-под газировки и велела Саше добавлять его понемногу в каждую лейку, чтобы вода стала розоватой.
– А зачем землянике марганцовка? – спросила Саша.
– Во-первых, это удобрение, поскольку содержит калий. А во-вторых, марганцовка защищает землянику от болезней. Марганцовка убивает микробы, вредные не только для человека, но и для растений.
Таскать лейки с водой было тяжело, но Саша все время вспоминала, какие вкусные ягоды должны вырасти летом. Ей казалось, что, если она будет плохо поливать кустики, все они погибнут, и эти мысли прибавляли ей сил.
Наконец последняя лейка была вылита на грядки, и усталая Саша пошла хвалиться маме, как хорошо она помогла землянике. «После стольких леек воды у меня должны были окрепнуть мышцы», – подумала она и посмотрела на свои руки. О ужас! Они стали какими-то грязно-бурыми. Саша попыталась отмыть их водой, но ничего не получалось. Чуть не плача, она побежала к маме.
– С такими веществами, как марганцовка, надо быть поосторожнее. Но ничего, сейчас мы эти пятна уберем, – успокоила мама Сашу. – Помнишь опыты с марганцовкой в лаборатории?
Саша обрадовалась:
– У тебя есть вещество, которое тогда обесцветило марганцовку?
– Того самого нет, но здесь можно найти другое. Ты знаешь, как выглядит щавель? Он растет в углу у забора. Сорви несколько листочков и потри грязные места. Щавель содержит щавелевую кислоту, а она реагирует с марганцовкой.
Листочки щавеля были еще совсем маленькими, но Саша сумела собрать небольшой пучок. Она стала тереть им руки, и – о чудо! – пятна прямо на глазах стали исчезать. «Вот это я понимаю, химия!» – подумала девочка.
Мама с улыбкой выслушала ее восторженный рассказ.
– Вот и хорошо, – сказала она. – Теперь зови Кошу, скоро поедем домой. Уже начинает холодать.
Быстро собравшись, все опять залезли в машину. Машина тронулась с места, и началось обратное путешествие. В безоблачном небе опускалось за горизонт оранжевое солнце.
– Завтра опять будет хорошая погода, – заметил папа.
По дороге домой Саша задремала, держа набегавшуюся кошку на руках.
Тут же в гости пришел любознательный Фантик.


Из жизни медвежонка Из жизни медвежонка. История девятая

Узнав, чем Саша занималась в выходные, Максим так и посыпал загадками.

1. «Семьдесят одежек, а все без застежек».
2. «Сам алый, сахарный, кафтан зеленый, бархатный».
3. «Ни окошек, ни дверей, полна горница людей».
4. «Кругла, а не месяц; желта, а не масло; с хвостом, а не мышь».
5. «Без рук, без ног, на забор ползет».
6. «Сидит дед, в сто шуб одет, кто его раздевает, тот слезы проливает».
7. «Сидит девица в темнице, а коса на улице».
8. «Вверху зелено, внизу красно, в землю вросло».

– Где можно встретить то, о чем говорится в этих загадках? – спросил он Сашу.
Ответ был простым. Немного подумав, Максим стал из отгадок составлять кроссворд. Кроссворд оказался не только интересным, но и поучительным.
– Впиши отгадки по горизонтали, – предложил он Саше. – А слово по вертикали – это то, что еще нужно огородным растениям кроме удобрений и полива.

Кроссворд "На грядке"

– Мне уже надоели кроссворды, – сказала Саша. – Давай придумаем что-нибудь новенькое. Пусть Фантик попутешествует по лабиринту к своему любимому овощу.


Ответы к загадкам и кроссворду



предыдущая глава предыдущая глава следующая глава следующая глава

Учебник Химическая азбукаКонспект
ПрактикумТесты СправочникПриложения
©2003 Copyright by alhimik.ru