10. Кислотно-основные индикаторы
Химия на кухне: наши первые химические опыты
Внимательно прочитайте описание опыта, которые нам предстоит практически выполнить (экспериментальная работа будем называться новым словом "ПРАКТИКУМ"). Для записи своих наблюдений приготовим тетрадь ("ЛАБОРАТОРНЫЙ ЖУРНАЛ"). Надо обязательно зарисовать в этой тетради то, что получается в результате опыта, а потом отсканировать рисунки и прислать своему учителю по электронной почте. Если в вашем распоряжении имеется цифровой фотоаппарат, то все стадии опыта можно заснять с его помощью, а потом выслать снимки учителю.
- Давайте исследуем кислотно-основные индикаторы. Для опытов потребуются кислоты и основания, сильные и слабые. Мы можем использовать сильные кислоты - соляную или серную (в виде разбавленных, например 5%-ных, растворов) и 9%-ную уксусную кислоту (столовый уксус). В качестве сильного основания можно взять гашеную известь (водный раствор - известковая вода) или гидроксид натрия (содержится в средствах для очистки канализации, типа "Крот", продается в хозяйственных магазинах). В роли слабого основания может выступать 10%-ный раствор аммиака аммиака (нашатырный спирт).
Индикаторы, которые нам предстоит изучить: лакмус, метилоранж и фенолфталеин.
Приготовим 1%-ные растворы индикаторов лакмуса и метилоранжа в воде и 1%-ный раствор фенолфталеина в этиловом спирте. Если лакмус у нас в виде индикаторной бумаги (красного или синего цвета), раствор готовить не надо.
Вольем в пробирки растворы сильной и слабой кислот, сильного и слабого основания, добавим немного воды и 1 каплю раствора изучаемого индикатора. Отметим окраску раствора в таблице, которая будет отражать взаимодействие каждого из индикаторов с каждым из растворов кислот и оснований, а также с чистой водой.
. . . . |
Фенолфталеин |
Метилоранж |
Лакмус красный |
Лакмус синий |
Вода |
Цвет |
Цвет |
Цвет |
Цвет |
Сильная кислота (указать, какая) |
Цвет |
Цвет |
Цвет |
Цвет |
Слабая кислота (указать, какая) |
Цвет |
Цвет |
Цвет |
Цвет |
Сильное основание (указать, какое) |
Цвет |
Цвет |
Цвет |
Цвет |
Слабое основание (указать, какое) |
Цвет |
Цвет |
Цвет |
Цвет |
- Найдите лепестки цветов (герань, пеларгония, тюльпаны, лилии, фиалки, розы и т.д.) и установите опытным путем, как на них действуют кислоты и основания. Те же испытания проведите для овощей и фруктов, которые вам удастся найти (яблоки, смородина, свекла, вишня и т.д.).
Интересно, какие из этих цветов и плодов можно использовать как индикаторы кислотности?
В растворах некоторых солей (таких как хлорид натрия, сульфат калия, нитрат кальция) среда нейтральная - как в чистой воде. Но очень многие соли не просто растворяются в воде, а реагируют нею примерно так же, как это происходит со слабыми кислотами или основаниями. При этом среда становится кислотной (например, в растворах таких солей как хлорид алюминия, сульфат цинка) или щелочной (в случае растворов сульфида калия, карбоната натрия, фторида натрия). Это явление называется гидролизом (подробнее см. КОНСПЕКТ). Проведите испытание действия стиральной и питьевой соды на сок свеклы, смородины и вишни. Исходя из полученных результатов, сделайте вывод о применимости соды для выведения пятен с загрязненных тканей.
Проделайте описанные здесь опыты у себя дома, а потом напишите письмо вашему учителю. В этом письме опишите все, что удалось наблюдать, и дайте ответы на приведенные здесь вопросы. К письму приложите рисунки или фотографии, обязательно - с пояснением, что на них изображено, и с указанием даты выполнения опыта.
|
[an error occurred while processing this directive]
[an error occurred while processing this directive]
|