Учебник Химическая азбука Конспект Практикум Тесты Справочник Приложения

13. Получение и свойства пересыщенного раствора тиосульфата натрия

Химия на кухне: наши первые химические опыты

Внимательно прочитайте описание опыта, которые нам предстоит практически выполнить (экспериментальная работа будем называться новым словом "ПРАКТИКУМ"). Для записи своих наблюдений приготовим тетрадь ("ЛАБОРАТОРНЫЙ ЖУРНАЛ"). Можно зарисовать в этой тетради то, что получается в результате опыта, а потом отсканировать рисунки и прислать своему учителю по электронной почте. Если в вашем распоряжении имеется цифровой фотоаппарат, то все стадии опыта можно заснять с его помощью, а потом тоже выслать снимки учителю.


  • Получение и свойства пересыщенного раствора тиосульфата натрия.

    Тиосульфат натрия, который фотолюбители используют как закрепитель (фиксаж), очень легко образует пересыщенные растворы.


    Чтобы приготовить пересыщенный раствор этой соли, не надо даже добавлять воду: она есть уже в самом кристаллическом тиосульфате натрия в виде кристаллизационной воды.
    Его полное название - пентагидрат тиосульфата натрия, а формула Na2S2O3 · 5H2O.
    Осторожно нагревая это вещество в чистой чашке, колбе или химическом стакане, получают расплав (точнее, очень концентрированный раствор в кристаллизационной воде: все-таки ее здесь целых пять молекул). Потом осторожно охлаждают его, не допуская встряхивания или попадания пылинок. Получается пересыщенный раствор, который при внесении малюсенького кристалла тиосульфата натрия мгновенно кристаллизуется во всем объеме, который он занимает. Зрелище это чрезвычайно эффектное: внутри колбы (или стакана) внезапно возникает многолучевая "звезда", состоящая из игольчатых кристаллов тиосульфата натрия.

    Посмотреть видеозапись опыта     cкачать zip(~11.9Mб)

    Вспомните, какие растворы называются насыщенными, ненасыщенными, пересыщенными. Представьте себе, что на столе стоят три колбы; в одной из них - ненасыщенный, во второй - насыщенный, в третьей - пересыщенный раствор. Можно ли визульно (не прикасаясь к колбам) различить эти растворы? Можно ли различить эти растворы, если разрешается только перемешивать их, не меняя температуры, не добавляя и не удаляя компонентов раствора (растворенное вещество, растворитель).


Проделайте описанные здесь опыты у себя дома, а потом напишите письмо вашему учителю. В этом письме опишите все, что удалось наблюдать, и дайте ответы на приведенные здесь вопросы. К письму приложите рисунки или фотографии, обязательно - с пояснением, что на них изображено, и с указанием даты выполнения опыта.

[an error occurred while processing this directive] [an error occurred while processing this directive]